Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи

Содержание:

Постановка и автоматизация звука [ш]

Когда речевой аппарат ребенка достаточно укреплен, можно попробовать показать ему, как произнести звук . Сделать это несложно. Нужно взять ушную палочку, поставить ее между челюстями малыша одним концом на себя, а другим – в рот (как будто он ее прикусил) и попросить произнести звук . Артикуляционный аппарат принимает верное положение. Повторять упражнение с ватной палочкой нужно до тех пор, пока малыш не начнет произносить звук правильно уже без палочки.

Зачастую поставить звук бывает проще, чем его автоматизировать. Не нужно наседать на ребенка и постоянно одергивать. Внедрять правильный надо постепенно.

  1. Сначала просим повторять слоги: аш–аш–аш; ош–ош–ош; уш–уш-уш; ыш–ыш–ыш.
  2. Затем родитель говорит часть слова, а ребенок добавляет звук : камы–ш; малы–ш; каранда–ш; ланды–ш; мы–шь.
  3. Подбираем слова с нужным звуком посередине: деду–ш–ка; бабу–ш–ка; лягу–ш–ка; поду–ш–ка; мо–ш–ка; кро–ш–ка; ми–ш–ка; ко–ш–ка; мы–ш–ка. Можно тренироваться на именах друзей: Маша, Миша, Даша, Саша, Ксюша и т. д.
  4. Постепенно переходим к целым предложениям:

    Ши-ши-ши – подрастают малыши.

    Уш-уш-уш – я приму горячий душ.

    Аш-аш-аш – это мамин карандаш.

    Ишни-ишни-ишни – созревают вишни.

  5. И усложняем:

    Нашей Маше

    Дали манную кашу.

    Маше каша надоела,

    Маша кашу не доела,

    Маша, кашу доедай,

    Маме не надоедай.

Не забываем делать артикуляционную гимнастику для шипящих звуков каждый день. Это обязательная разминка для речевого аппарата.

Как приучить ребенка заниматься?

Далеко не каждый малыш воспринимает родителя как педагога. Ребенка нужно заинтересовать. Можно посадить любимую игрушку крохи напротив себя и делать вид, что занимаетесь с игрушкой. Но игрушка расстраивает маму: мишка (кукла, зайчик) не слушается и совсем не хочет делать артикуляционную гимнастику. Ай-ай-ай. Мама грустит. Может, любимый сыночек ее порадует?

Для того чтобы завлечь маленького непоседу, можно попробовать и визуализацию упражнений.

  • Найти интересное видео с нужными упражнениями, где занимается другой ребенок. Возможно, подражать ему будет веселее.
  • Подготовить карточки с изображением подходящих предметов для упражнений – это могут быть бегемот, змея, блинчик, варенье и т. д. Так вы наметите своеобразный план занятия: достаете карточку, называете предмет, малыш выполняет упражнение.
  • Можно сделать презентацию на компьютере: оформить слайды на тему конкретного упражнения или использовать фотографии ребенка, где он широко открывает рот, как бегемотик, или вытянул губы трубочкой, как слоник.

Это лишь некоторые способы. Вы можете придумать еще много интересного и найти подход к своему ребенку. Посмотрите внимательнее в корзину для игрушек – вдруг там есть что-то, что вам поможет?

И помните: все будет хорошо. Если вы читаете эту статью, значит, уже помогаете своему ребенку говорить правильно. Не торопите его, будьте с ним на одной стороне, и у вас все получится.

Прогнозы

Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

  • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
  • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
  • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
  • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
  • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.

Главное — родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше — предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

Артикуляционная гимнастика

«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».   К.С. Станиславский.

АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.

В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.

К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.

Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.

Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.

Наш организм – это совершенная система, в которой  психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.

Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части.  Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:

  • нижней челюсти;
  • губ;
  • языка.

Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
  • Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
  • Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
  • Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
  • Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось  ваше лицо полностью.  Далее зрительный контроль можно устранить.
  • Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
  • Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
  • Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
  • Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.

Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.

Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):

Губки мои гибкие

Могут стать улыбкою.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):

Бублик мы изобразили –

Губы плавно округлили.

«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

Для губ и щек

«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):

Мы согреем наши щечки:

Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.

«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

«Худышка» (втянуть щеки):

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):

Сперва шарик надувай,

Потом воздух выпускай.

«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки.

Упираем язычок

Влево, вправо, на бочок.

Для языка (статические)

«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай пошире рот!

«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):

Язычок мой как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок,

Несколько секунд – молчок!

Для языка (динамические)

«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):

Язычок сложи катушкой

И катай, как кот игрушку.

«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Звук копыт услышишь звонкий.

«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):

Зевушка – левушка, сонная головушка.

Постелю под спинку мягкую перинку,

Положу под ушко я тебе подушку,

В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.

«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):

Почему мычишь, корова?

Может, просто нездорова?

Вон раздуты как бока!

И походка нелегка!

«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):

Петю в комнату позвали,

Положили на кровать,

Полоскание достали,

Чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали

И, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали

Согревающий компресс.

«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):

Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,

За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.

«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

«Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением

Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха

Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
«Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.

Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.

Что такое артикуляция и для чего ее развивать

Формирование артикуляции происходит в детском возрасте. До 5 лет ребенок может шепелявить, гнусавить, не выговаривать отдельные звуки, путать их. Это нормально. Если такая ситуация сохраняется дольше, то это уже повод обратиться к специалисту

Важно вовремя скорректировать неправильные артикуляционные паттерны, иначе они могут закрепиться. Искоренить их во взрослом возрасте будет гораздо сложнее

Как неправильная артикуляция сказывается на жизнедеятельности человека? В первую очередь, конечно, страдает сфера общения. Речь оказывает решающее влияние на формирование общего впечатления о человеке.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Представьте, что к вам подходит ослепительно красивая девушка и произносит: “Здластвуйте! Я бы хотела шплосить, где вы купили такие интелесные наусники? Мне позалез нузны такие зе!” Красота тут же отойдет на второй план, а шепелявость и картавость, наоборот, отчетливо отпечатаются в памяти и станут основой для формирования образа незнакомки.

К счастью, такие вопиющие проблемы с дикцией встречаются нечасто. Речь среднестатистического человека требует лишь небольшой коррекции, с которой артикуляционная зарядка справляется на ура. К самым распространенным проблемам относятся:

  • ускоренная неразборчивая речь;
  • вялая речь, когда амплитуда движения речевых органов слишком маленькая;
  • проглатывание отдельных слогов;
  • ленивое произнесение согласных звуков;
  • неправильная интонация;
  • быстрая утомляемость речи.

Над этими проблемами можно и нужно работать. Особенно тем, кто по роду деятельности часто выступает публично и кого буквально язык кормит.

Загляните также в наш список упражнений для ораторского искусства.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

С нижней челюстью нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!

Медленно и плавно выполняйте следующие упражнения:

  1. Кривляка. Опустите нижнюю челюсть к груди, язык высуньте к подбородку.
  2. Препятствие. Давите кулаком на челюсть снизу, одновременно стараясь открыть ее, преодолевая сопротивление.
  3. Силач. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к ней привязан груз и вам нужно поднять его. Напрягите мышцы и медленно закрывайте рот.
  4. Обед. Имитируйте жевательные движения с открытым и закрытым ртом.
  5. Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
  6. Пение. Произносите гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.

Коррекция ошибок речи

Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков

Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения

Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.

Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Бегемотик

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. И повторяем 3-4 раза.

Щенок (Заборчик)

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно также смог,

Вот, смотри. Сейчас!

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Хоботок (трубочка)

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка (лопатка)

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Клювик (иголочка)

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котёнок лакает молоко

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Орешек

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Киска сердится (мостик)

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Маятник (Часики)

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.

Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза

Качели

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Чашечка

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно

поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну.

Повторяем упражнение 3—4 раза.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

С младшими дошкольниками можно проводить упражнения в виде игры, цель которых – это знакомство с органами речи, их функциями. Так, педагог объясняет непоседе, что его губки любят улыбаться и умеют вытягиваться трубочкой. При этом нижняя челюсть открывает и закрывает ротик, а маленький язычок двигается вверх и вниз. Он умеет вращаться по кругу, убегать влево и вправо.

Вот какую артикуляционную гимнастику можно выполнять с детьми 3-4-х лет.

  1. Улыбка – трубочка.

Малыш растягивает губы в широкой улыбке и при этом показывает сомкнутые зубы.

Тянем губки к нашим ушкамУдивляются лягушки!Посмотри! Они смеются!И глаза у них, как блюдца.

  1. Откроем и закроем дверцу

В этом упражнении нужно чередовать движения губ. Сначала при сомкнутых зубах губы растягиваются в широкой улыбке («дверца закрыта»). Потом зубки размыкаются, и дитя продолжает широко улыбаться («дверца открыта»). Нижняя челюсть при этом остаётся полностью неподвижной.

Открываем – закрываем!

С нашей дверцей мы играем.

  1. Часики

Резцы при улыбке обнажаются, а «весёлый» язычок высовывается и поворачивается к правому углу рта. Затем движение меняется на противоположное. Язык двигается к левому углу рта при статичной нижней челюсти.

Язычок наш потянулся,Вправо-влево повернулся.Словно часики: тик-так.Улыбнулись мы – вот так!

  1. Лопаточка и иголочка

Сначала ребёнок по просьбе педагога кладёт широкий расслабленный язык на нижнюю губку и при этом растягивает губы в улыбке («лопатка»). После этого малыш просовывает между зубками и делает его тоненьким («иголочка»).

Лопатка

Язычок наш отдыхает,Потихоньку засыпает.Вот проснулся язычок,Вылез тонкий и – молчок!

  1. Качели

В широкой улыбке толстый кончик языка сначала поднимается к бугоркам за верхние зубы, а потом опускается за нижние резцы. Он словно «качается на качелях», вверх – вниз.

На качелях я лечу и спускаться не хочу!Вниз и вверх я поднимаюсь,Прямо в небо упираюсь!А когда я покаталсяВниз с качелей я спускался.

  1. Горка

Педагог предлагает крохе отодвинуть кончик язычка к подъязычной связке. При этом задняя часть его спинки выгибается вверх и становится «горкой».

Ну – ка спинка языкаВ небо поднимись слегка!Станет горкой наш язык,С горки, прямо в снег и — прыг!

Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — ОД по развитию речи «Сказка о непослушном язычке»

Публикация «ОД по развитию речи «Сказка о непослушном…»
Цель: Создать условия для формирования понятия о правильной, красивой речи, о ее основных компонентов. Ход занятия — Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется «Сказка о непослушном язычке»….

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей. Звук Р, «Язычок рррычит»
Почему дети плохо рычат? Почему этот звук самый сложный? Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах. Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого…

Артикуляционная гимнастика для малышей
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы,…

Консультация для родителей «Гимнастика язычка»
Уважаемые родители! Логопедическая гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопризношения и детей более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом….

Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Артикуляционная гимнастика для детей 3–6 лет

Статья «Артикуляционная гимнастика для детей 3–6…»
Артикуляционная гимнастика для детей 3-6 лет Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи,…

Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Практикум для родителей
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях Задачи: o активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики; o сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных…

Картотека артикуляционной гимнастики для средней группы
«Улыбка» Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении…

Сказка о весёлом язычке
Жил был язычок и каждое его утро начиналось с чистки зубов ( упр «чистые зубы» — показ воспитателя. После этого он отправился позавтракать на своё любимое поле с удивительными деревьями, на которых росли банки с разными видами варенья (упр «вкусное варенье»- показ воспитателя,…

Страницы:

Методические указания к проведению гимнастики

Для того, чтобы артикуляционная гимнастика выполнялась методически правильно, необходимо придерживаться нижеследующих рекомендаций.

  1. В самом начале занятий не следует торопиться. Ребёнку рекомендуется смотреть на своё отражение в зеркале и понимать, где в данный момент находятся органы речи.
  2. Постепенно нужно увеличивать скорость выполнения задачи. Однако при этом сохраняется плавность и точность в произношении звуков.
  3. При занятии с малышом от 3 до 5 лет нужно контролировать, как он делает губами «трубочку», улыбается и играет с «весёлым» язычком и зубками. Младший школьник должен уметь чётко выполнять артикуляционную гимнастику, владеть речевым дыханием.

Гимнастика губ и щек

Желательно ежедневно проводить следующую гимнастику.

  1. Улыбаться и удерживать губы, так чтобы зубов не было видно.
  2. Имитировать губами трубочку.
  3. Заборчик. Сомкнуть зубки и при этом удерживать губы в широкой улыбке таким образом, чтобы они были видны.
  4. Почесывать и легко покусывать зубками поочерёдно свои губы.

Можно в работу включать упражнения для тренировки силы щек.

  1. Попеременно втянуть и надуть щеки;
  2. резко выбить ладошками воздух из надутых щек.

Упражнения для языка

В игре используется, как статика, так и динамика.

Лопаточка

Рот широко открыт. «Ленивец» лежит на нижней губке.

Маленькая чашечка

Дитя показывает педагогу где «спрятался» его хитрый язычок (его передние и боковые края подняты в форме чашки).

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц

Для примера можно пожевать жевательную конфетку

Обратить внимание крохи на тщательное пережёвывание, осторожное движение челюсти в разных направлениях

Гимнастика мимико-артикуляторных мышц

Очень хорошо под руководством логопеда поднимать и опускать уголки рта, легонько сжимать челюсти. В это время взрослый советует крохе расслабить мышцы лица, закрыть глазки.

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти

Ребёнка наверняка заинтересует игра в «маленьких птенчиков», или «страшных акул». Чадо начинает широко открывать и закрывать рот таким образом, чтобы уголки губ тянулись вверх. При этом «акулья пасть» опускается на два пальца вниз и двигается вправо – влево, возвращается на своё место

Движения следует производить осторожно

Упражнения для активизации мышц мягкого нёба

Можно вместе с чадом сладко позевывать, глотать слюнку, а также набрать в стаканчик тёплой воды и прополоскать горлышко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector