Абстрактные понятия

Абстрактное понятие

Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств объекта, выделяя другие чувственные свойства (примитивная чувственная абстракция), абстракция переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в отвлечённых абстрактных понятиях. Через отношения между предметами мысль может выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия всё более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:

  • абстракция эмпирической психологии — это учение сводило абстрактное лишь к чувственному,
  • абстракция реалистической психологии — отрывало абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание порождается мыслью.

Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление проявляется в нескольких формах: понятиях, суждениях и умозаключениях. Все они применяются комплексно. Абстрактные понятия отражают объект или их группу в одной или нескольких существенных характеристиках.

Понятия – важнейшая составляющая мышления

В речи понятие выражается одним или несколькими словами. Например, «лошадь», «трактор» или «сотрудник НИИ», «взрывная волна». Это некий абстрактный образ, который нельзя представить непосредственно в визуальном, слуховом или кинестетическом виде, но можно понять. Суждения содержат утверждение или отрицание какого-то факта. Они делятся на простые и сложные.

Пример. Предложение: «Каратэ удивительно» является примером простого суждения. Оно состоит из одной предпосылки. Сложное такое: «Поезд ушел, платформа стала пуста» содержит два взаимосвязанных между собой факта. Суждение всегда осуществляется в повествовательной форме.

Умозаключение – это форма мышления, позволяющая сделать вывод в виде нового суждения из одной или нескольких взаимосвязанных между собой предпосылок.

Что это такое?

Абстрактное мышление считается высшей формой мыслительного процесса. Запахи, звуки, вкусы, образы, тактильные ощущения – чтобы понять их суть, человек непременно должен мыслить. Любую информацию наш мозг «переваривает» и откладывает в голове в виде неких «файлов» или кластеров. На них и основывается абстракция. Простыми словами этому можно дать такое определение: человек, чтобы мыслить абстрактно, использует полученные некогда знания в качестве основы, остальное додумывает с помощью собственной фантазии.

При таком сложном, но довольно точном определении без разъяснений не обойтись. Разберём, как это действует, на конкретном примере. Вы видите на скамейке некого типа, который в разгар рабочего дня отдыхает с бутылочкой пенного. Первое, что приходит на ум – перед нами тунеядец, склонный к алкоголизму. Особенности абстрактного мышления помогают нам взглянуть на него по-другому.

Возможно, у человека первый день отпуска или его выходной день выпадает на будни, да и употребляет он всего лишь безалкогольное пиво и исключительно для того, чтобы освежиться, ведь на улице жарко. Всё это вполне может быть именно так или как-то иначе.

Аппаратом называют человека, чей мозг не приемлет никаких размышлений, противоречащих его первому и как ему кажется, единственно верному впечатлению о происходящем. Нередко это приводит к тому, что люди сами себя загоняют в эмоциональный и жизненный тупик. Они не ищут выхода из него, потому что уверены, что идут точно выверенной дорогой.

Абстрактное мышление помогает нам действовать логически. Его главное оружие – слово. Этим оно главным образом и отличается от того, что есть у животных. Другое название данного вида мышления – понятийное, то есть человек складывает свои понятия в некую логическую цепочку, а затем излагает свои мысли. Причём для этого необязательно вступать с кем-то в разговор — это может быть и диалог с самим собой.

Иногда он похож на лепет маленького ребёнка – «ой, собака, боюсь». Но чаще это более развёрнутый текст, который с годами и по мере приобретения нами жизненного опыта становится всё более красочным и разнообразным.

С возрастом человек с развитым абстрактным мышлением становится менее категоричным. Он допускает несколько точек зрения на один и тот же вопрос, умеет признавать состоятельность доводов оппонентов, допускает вероятность собственной неправоты в определённых вопросах. Всё это происходит благодаря эволюции головного мозга каждого конкретного индивида.

Как можно развить абстрактное мышление

Даже если ты никогда не задумывался о том, что это такое, хотя бы раз в жизни ты точно к нему прибегал. Существует много способов использовать абстрактное мышление таким образом, чтобы развить его.

Подумай о концепции предмета или явления

Каждый раз, когда ты представляешь себе неконкретные ситуации, — это уже работа абстрактного мышления. Такие понятия, как любовь, уважение, поддержка, означают всё, у чего нет конкретной физической формы. Это те концепции, которые требуют абстрактного мышления.

К примеру, Статуя Свободы — это конкретная концепция. А свобода, правосудие и демократия — абстрактные концепции, которые напрямую связаны с конкретным предметом. Ещё один пример: твоя собака — это конкретный объект, а твои размышления о ваших взаимоотношениях, её развитии, заботе являются абстрактными мыслями.

Игра в ассоциации

Такой способ является одним из самых простых и привычных нам. Ты можешь подумать о том, какие ассоциации ты испытываешь при мысли о том или ином предмете, человеке, явлении, понятии. Мысленно сравнить, на что похожи облака, машины, созданные человеком роботы-пылесосы. Представить, на что похожи звуки и мелодии, провести параллель с каким-нибудь фильмом или книгой.

Если ты будешь выполнять это упражнение часто, то довольно скоро ты заметишь, как лучше стал воспринимать окружающий тебя мир, усваивать информацию и устанавливать причинно-следственные связи.

Развивай креативность

Ещё одним хорошим упражнением является следующее. Закрой глаза и подумай о тех, с кем ты общался за день или как-то контактировал. Вспомни в деталях их одежду, особенности речи, жестикуляцию, эмоции, отражённые на лице. Также постарайся вспомнить свои личные ощущения во время общения с этими людьми, переживания, состояние. Попробуй создать в голове их образы.

По такой же схеме ты можешь работать с образами эмоций, которые не привязаны к конкретными объектами. Или попробовать представить образ какой-либо идеи, термина или понятия. Отследи свои ассоциации и ощущения, свяжи их с символами представляемого.

Используй метафоры и аналогии

Эти средства речи могут стать отличным стартом для развития абстрактного мышления. Чтение художественных произведений, а в лучшем случае — их написание, даст направление работы с абстракцией. Ещё одним вариантом может стать выставка современного искусства — ведь именно в нём содержится наибольшее количество метафор и аналогий, которые дают пищу для фантазии.

Метафоры и аналогии создают связь между двумя идеями, которые изначально могут быть как абстрактными, так и конкретными.

Всё время задавай вопросы

Чем чаще ты будешь задумываться о том, что происходит вокруг и внутри тебя, тем лучше будет развито твоё абстрактное мышление. Постоянно спрашивай «Почему?»: «Почему в этом проекте должны быть именно эти задания?», «Почему эта вещь должна работать именно таким образом?», «Почему человеку необходимо сделать это?»

Если вопросы, начинающиеся с «почему», не дают ответы, попробуй перефразировать их: «Что должно быть в результате моей деятельности?», «Могу ли я упростить эту проблему и как?», «Кому может это пригодиться?» Продолжай задавать себе вопросы, и ты сможешь увидеть общую картину проблемы, а не только её саму.

Развитие

Приведу несколько упражнений, помогающих улучшить навыки. Но для разного возраста они могут изменяться, поэтому рассмотрим их по отдельности.

У детей

В этот период такое мышление прогрессирует автоматически. Но в силах родителей создать более благоприятные условия. К тренировкам желательно приступать с первых лет жизни малыша, так как в это время его мозг только начинает формироваться и расти. Основная цель на этом этапе – максимальное расширение кругозора.

Вот что можно для этого сделать:

  1. На листе бумаги разлейте краску так, чтобы получилось пятно. Из него вместе с ребенком сделайте картинку. Дайте ему простор для воображения, и пусть он сам озвучит свою идею.
  2. Вместе придумывайте слова или имена. Например, подберите иллюстрацию и дайте ей несколько необычных названий. Это может быть все, что угодно: природа, флора и фауна.
  3. Займитесь домашними театральными спектаклями. Вместе с малышом создайте костюмы из подручных вещей и различный реквизит, устраивайте репетиции, импровизируйте. Довольно эффективным является и театр теней.

Параллельно этому разгадывайте ребусы, всевозможные головоломки. Научите ребенка правилам игры в шахматы или шашки, собирайте мозаику. Скорее всего, первые шаги в этом деле будут нелегкими, но в дальнейшем мыслительный процесс станет прогрессировать значительно быстрее.

У взрослых

В этом случае абстрактно-логическое мышление совершенствуется усложненными путями, чем в детском возрасте. Но это все равно остается возможным. Причина в том, что этот навык уже успел сформироваться, а знания постигаются гораздо труднее. Но можно делать упражнения для повышения уровня креативности:

  1. Лягте поудобнее и закройте глаза. Ваша задача – четко и детально представить всех людей, с кем вы общались в этот день. Прокрутите в голове то, в чем они были одеты, их голос, жесты и мимику. Одновременно думайте и о своих чувствах и ощущениях, полученных во время коммуницирования.
  2. А теперь начните представлять себе различные эмоции: грусть, счастье, тревожность, сочувствие. При этом не наделяйте ими конкретный объект, а создайте воображаемый образ для каждого состояния.
  3. Затем придумайте силуэты нематериальных явлений или терминов. Наблюдайте за собственными ассоциациями, отслеживайте возникающие символы.

Помимо этого, можно заняться рисованием, решать все те же головоломки или почитать тематическую литературу.

Что это такое? Определение

Вам будет интересно:Философия возраста. Семилетние циклы жизни человека

Название этого термина происходит от латинского слова abstractio, которое переводится на русский язык, как «отвлечение». Именно в этом и заключается суть данного философского понятия.

Абстракция есть не что иное, как отвлечение, мысленный отход в сторону от рассматриваемого, изучаемого или же обсуждаемого предмета, проводимый с целью определения и выделения наиболее важных, существенных моментов, признаков, элементов путем обобщения.

Вам будет интересно:Абсолютный дух: понятие, теория

Говоря простым языком, это способ мысленного устранения ненужного, помогающий акцентировать внимание на главном

При этом важность может иметь как обобщенное, так и детальное

Также данное понятие определяется как обобщение, достигнутое путем абстрагирования.

Абстракция в программировании

В области информатики и разработки программного обеспечения принцип абстракции используется для снижения сложности и обеспечения эффективного проектирования и внедрения сложных программных систем.

Абстракция — это акт представления основных функций без учёта фоновых деталей или объяснений.

В объектно-ориентированном программировании

Абстракция является одной из пяти основных причин, которые указал Гради Буч, как те, что приводят к снижению производительности программ:

  • наследование «размывает» код;
  • динамическое связывание методов;
  • динамическое создание и уничтожение объектов;
  • значительная глубина абстракции;
  • инкапсуляция снижает скорость доступа к данным.

Формы

Принято выделять три формы абстрактного мышления.

Понятие

Представляет собой определение класса тех или иных явлений или предметов, которые являются однородными. К примеру, если мы слышим слово “кот”, то сразу представляем мурлыкающее пушистое животное с усами, хвостом и влажным носом. Коты бывают самых разных пород и расцветок, но всех их объединяют одинаковые признаки, относящиеся к общему понятию.

Суждение

Данная форма мышления используется в тех случаях, когда нам нужно сделать выводы и подтвердить или опровергнуть какую-либо информацию.

Суждения могут быть простыми и сложными. Пример простого: “Я слышу, что ребенок начал плакать”. Сложное суждение: “Ребенок начал плакать, потому что хочет есть”.

Также суждения делятся на истинные и ложные. Первая категория основывается на объективной оценке, а вторая предполагает включение личной заинтересованности.

Умозаключение

Это вывод, сделанный из нескольких суждений. Любое умозаключение состоит из трех компонентов:

  1. Предпосылки, т. е. первоначального суждения.
  2. Вывода – логического размышления.
  3. Заключения – собственно, результата.

Пример умозаключения: “Летом жарко. Скоро июнь. Это летний месяц. Значит, будет жарко. Пора доставать легкую одежду”.

Умозаключения, равно как и суждения, могут носить субъективный характер.

Развитие умения мыслить абстрактно

Способность к абстрактному мышлению формируется у человека естественным образом с детства — периода, когда ребенок активно фантазирует, придумывает сказки и выдумывает вымышленных персонажей.

В старшем возрасте способность абстрактно мыслить помогает ребенку осваивать технические науки. Далее она активно помогает осваивать предметы в вузах.

Во взрослой жизни, способность мыслить абстрактно помогает решать устраивать мозговые штурмы и находить необычные выходы из ситуаций. Также эта способность проявляется в таких областях, как философия, психология, журналистика или инженерия. Кроме того, именно абстрагирование человеку мечтать, создавать образ будущего.

Абстрактное мышление у детей

Дети и так с рождения неплохо справляются с абстрактными явлениями, но родители могут сделать этот процесс более плодотворным. Заниматься с ребенком можно с самого рождения, пока его мозг растет и формируется. Главная задача взрослых — научить ребенка переходить от конкретных предметов к отвлеченным понятиям, которые можно только представить. Для этого даже существуют специальные упражнения:

Рисование кляксы. Для упражнения нужно взять альбомный лист, и с помощью красок сделать мокрую кляксу. Вместе с ребенком можно превратить эту кляксу в нечто существующее — человека, животное или предмет быта.
Придумывание несуществующих имен и названий. Ребенку можно показать любую картинку и предложить дать ей название

Здесь важно называть первое, что приходит на ум. Также можно давать имена животным и людям

Особенно интересно делать такое упражнение с доисторическими животными, которых уже не существует.
Театральные постановки. Входя в список рекомендаций для гармоничного развития ребенка, ролевые игры и постановки также помогают развивать абстрактное мышление. Отлично подойдут для этого пальчиковые игры или театр теней.
Кроме того, в развитии абстрактного мышления у детей отлично помогают загадки, ребусы, пазлы и игры в ассоциации.

Читать далее: Зачем вам коуч?

Абстрактное мышление у взрослых

У взрослых людей с созданием абстрактных образов и явлений дела обстоят хуже, чем у детей. Во многом, из-за сформированной картины мира, опыта и жизненных принципов. Мышление взрослого человека менее гибкое, поэтому новые знания им воспринимаются с трудом. Но при желании, любой человек может заново научиться думать абстрактно. Для этого можно воспользоваться упражнениями на развитие креативности:

  1. В конце дня нужно закрыть глаза и представить всех людей, с которыми довелось встретиться в течение для. Вспомнить необходимо все детали — одежду человека, его лицо, цвет глаз, тембр голоса и настроение. Также стоит воспроизвести ощущения от встречи с этим человеком.
  2. Второе упражнение также выполняется с закрытыми глазами. Оно заключается в воспроизведении разных эмоций. То есть, нужно создать образ радости, ужаса, страха, тревоги, недоверия и т.п.
  3. Третье упражнение также следует выполнять с закрытыми глазами. Но представлять нужно образ какого-либо понятия. Отлично подойдет для упражнения такое понятие как бесконечность. Создавая образ этих явлений, нужно отследить свои ощущения.

Кроме упражнений, можно использовать такие инструменты, как головоломки, ребусы, рисование и логические задачки. Пазлы также прекрасно подойдут для построения цельного образа из отдельных картинок.

Ольга Фигура

  • Детская травма
  • Гетеро ориентация
  • Кто такой гений

Set your Author Custom HTML Tab Content on your Profile page

Кто такой абстрактный человек

Абстрактный человек – это личность, которую человек себе нарисовал в воображении. Он может и не существовать в реальном мире. Например, когда девушка представляет парня своей мечты, она рисует абстрактного принца на белом коне. Еще один вариант – это идеализация кого-то. Если человек влюбляется, он испытывает эти чувства по отношению к абстрактному образу, а не реальному человеку. Поэтому столько людей со временем говорит: «Он/она так изменился». На деле человек такой, какой и был. Просто абстрактный характер превратился в конкретный.

Таким человеком может быть образ идеальной личности, на которую нужно равняться. Когда люди говорят: «Я хочу быть целеустремленным, богатым», они рисуют абстрактный образ того, какими они себя желают видеть в будущем.

Типы абстракций

Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:

  • Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
  • Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
  • Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
  • Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
  • Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
  • Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.

Помимо этого, существует классификация по задачам:

  • Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
  • Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.

Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлёкшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.

обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.

идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов

В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и др.

изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание. абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные

абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.

конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Несмотря на то, что обучение чему-то новому у взрослых происходит значительно труднее, чем у детей заниматься саморазвитием просто необходимо. Это развивает креативное мышление и оказывает помощь в расширении диапазона мышления. Для этого необходимо выполнять ряд определённых упражнений:

  • Учиться создавать в своём воображении образы различных эмоций;
  • Придавать визуальные образы идеям;
  • Читать книги перевёрнутыми сверху вниз;
  • Как можно больше рисовать.

Процесс развития должен быть ежедневным и постоянным. Результаты занятий помогут изменить жизнь человека к лучшему.

Вывод: абстрактное мышление — фундамент креативности человека. Оно позволяет выходить ему за рамки дозволенного. Обладающие абстрактным мышлением люди всегда смогут придумать способ жарки яиц на камнях в пустыне или их варки в песке без воды, смогут увеличивать объёмы продаж за счёт нестандартной подачи товара или заменять в дороге порванный ремень автомобиля женскими чулками или колготками.

6 видов абстракции, которые нужно знать всем

Абстрактное мышление тесно связано с воображением. Их истоки — чувственное познание. В психологии существуют различные классификации видов абстракции. Все они основаны на 2-х процессах: отвлечения и пополнения. Различают абстракции:

Изолирующие или аналитические. Фиксируют свойства предметов. Например, «теплоёмкость», «влагонепроницаемость», «правдивый» и т.п;

Обобщающие. Формулируют общие свойства предметов. Пример: «кислые», «зелёные», «твёрдые» и т.п;

Конструктивизм. Вырабатывает реальные способы решения задач;

Идеализирующие. Преувеличивающие достоинства предметов: «абсолютно чистая вода», «идеальная фигура» и т.п;

Актуально-бесконечные. Исключает возможность фиксации чего-либо;

Примитивно-чувственные

Отвлекают внимание в процессе размышлений от одних чувств и концентрируют его на других эмоциях.

Какое мышление лучше — абстрактное или конкретное?

Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее можно сделать еще большую абстракцию — «растение». И еще большую — «живое существо». И еще большую — «материальный объект». И даже еще большую — просто «объект».

То есть абстракция — это некое обобщение конкретных явлений. Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути, бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности не существует.

Собственно, в абстракциях нет ничего плохого. Они нужны для решения определенных сложных задач. Проблемы начинаются тогда, когда в нашем мышлении абстрактного становится больше, чем конкретного.

В этом случае оказывается, что наше мышление ушло из реального мира в мир абстракций. Который, собственно, только в мышлении и существует. И начинает человек безуспешно решать абстрактные задачи, страдать от нерешенных абстрактных проблем, задаваться абстрактными, а значит заведомо не имеющими правильного ответа вопросами…

Самый известный пример запредельно абстрактного вопроса, ошибочно принимаемого за реальность: «В чем смысл жизни?» Здесь оба слова — и «смысл», и «жизнь» — запредельные абстракции. Смысл вообще? Жизнь вообще? Как это?

Собственно, если понаблюдать за своим мышлением, таких абстрактных понятий, вопросов и рассуждений наблюдается запредельное множество. Люди страдают от абстрактной депрессии, пытаются преодолеть абстрактную лень, ищут абстрактное счастье, мучаются от несоответствия абстрактным идеалам, озабочены проблемами абстрактного добра и абстрактного зла (не замечая конкретного добра и конкретного зла, которые творят они сами и другие люди), пытаются абстрактно улучшить свою абстрактную жизнь, стараясь найти абстрактное призвание… Список можно продолжать бесконечно.

Собственно, человек, думающий исключительно абстракциями, просто перестает быть живым. О чем-то живом, настоящем, реальном он подумать уже не может — мысли переполнены абстракциями. А конкретика кажется чем-то мелким, неважным и незначительным. Хотя на самом деле, разумеется, все в точности наоборот.

Поэтому очень важно уметь отличать, где конкретика, а где абстракция. Конкретные явления — они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны, они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать

Абстракции, напротив, находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли. Их можно или думать, или не думать. И всё

Конкретные явления — они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны, они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать. Абстракции, напротив, находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли. Их можно или думать, или не думать. И всё.

Конкретное — это трава на лужайке. Абстрактное — «жизнь во Вселенной». По лужайке можно, например, пройтись. А что делать с «жизнью во Вселенной» — непонятно. Непонятно даже, что это вообще такое.

(Кстати, понятие «я» — тоже абстракция. Вы об этом не задумывались? Попробуйте.)

Причем, что самое смешное — абстрактное просто не может существовать без конкретного. Как я уже написал, абстрактные понятия — это просто обобщения конкретных явлений. И если перестать думать о конкретных явлениях — абстрактные тоже очень быстро закончатся. И тогда подумать вообще ничего будет нельзя. Наступит мыслительный ступор.

Итого. Мышление, чтобы оно приносило пользу, должно быть как можно более конкретным. Абстракции, разумеется, тоже можно использовать, но только в контексте решения конкретных задач. И любые абстрактные рассуждения обязательно должны проверяться на конкретных экспериментах. То есть абстрактное должно начинаться из конкретного и в конкретном же заканчиваться.

Потому что только конкретное — реально. А все абстрактное — нереально.

Теги: самоанализ, мышление, личностная психология, абстрактное мышление, мысли

Какие существуют формы?

Мы можем ни разу в жизни не увидеть океан, но можем чётко представлять его во всех подробностях — шум, волны, звуки. Можем никогда не слетать на Луну, но прекрасно рисуем её поверхность с кратерами в своём воображении. Нам не обязательно трогать лёд для того, чтобы понять, что он холодный. Каждый такой навык относится к определённой форме абстрактного мышления.

Понятие

Оно формирует разные предметы и объекты в определённый образ по одинаковым признакам. К примеру, автомобили бывают большими и маленькими, отечественного производства и иномарки, кабриолеты и грузовики, разных цветов и с отличным друг от друга количеством мест в салоне, но у всех есть колёса, руль, кресла для сидения, они предназначены для перевозок, что и объединяет их в одно название – автомобиль.

Другой пример из мира животных. Любой ребёнок знает, что кошка – это пушистое, мяукающее существо с четырьмя лапами, усами и ушками. То, что они бывают разного окраса и разделяются по породам, не мешает нам объединить их в общую категорию.

Суждение

Появляется тогда, когда нам нужно дать оценку какому-то существу, предмету или явлению. Оно может быть простым и сложным. Птички поют – относится к первому виду. Птички поют, потому что стало тепло – второй вид.

К примеру, матери сложно увидеть недостатки собственного ребёнка, он для неё самый красивый и умный. А вот учитель в школе быстро найдёт пробелы в знаниях даже самого выдающегося ученика.

Умозаключение

Оно объединяет несколько суждений, из которых делается вывод. Чаще всего они ведут от общего к частному. Например: зима – холодное время года, скоро декабрь, значит, станет холодно, пора доставать тёплые вещи. Или: женщины – прекрасная половина человечества, Ирина – женщина, а значит, она прекрасна.

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал , что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.

Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.

Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.

Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Делайте поделки. Исследование PNAS доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.

Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:

Очумелые ручки: как организовать обучение детей на дому

Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.

Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет

Как развить абстрактное мышление и вообще можно ли это сделать? Да, можно. Методики существуют. Однако, это не быстрый процесс. По разным оценкам, потребуется от нескольких месяцев до года, чтобы добиться качественного результата. Развить у взрослых людей такие способности проще всего. У детей — смысла не много, нужно дождаться окончательного формирования логических способностей и только потом начинать. То есть в подростковые годы. Методики:

  1. Устные упражнения. Рассуждения на конкретные темы с выводами и прочие. Позволяют развить еще и вербальный стиль мыслительной активности.
  2. Решение логических задач. Как можно больше. Желательно с постепенным повышением сложности и четким описанием хода размышлений. Догадки и простые совпадения должны быть исключены.
  3. Написание эссе по определенным темам. С высказыванием доводов за, против, собственной позиции и выводами по вопросу. Это позволяет развить не только абстрактное, но и критическое мышление.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector