Iq не имеет смысла: почему ум нельзя измерить
Содержание:
- Классический тест IQ
- «Ай кью», здоровье и успешность – есть ли связь
- От чего зависит
- Как и когда появился тест
- Как узнать человека с высоким интеллектом
- Значение показателей IQ
- [править] IQ и люди
- Как формируется IQ человека?
- Разновидности и особенности
- Влияние на IQ
- Зачем делают тест IQ
- Значение результатов
- Джон Равен – создатель теста
- Обязательно ли гениям иметь в детстве высокий IQ?
- Вывод
Классический тест IQ
Тест на IQ, считающийся классикой, разработан британским ученым Гансом Айзенком. Он опубликовал 8 вариантов заданий. В пяти из них используются вопросы в графическом, цифровом и словесном виде в равном соотношении. Это помогает одинаково оценивать людей с гуманитарным и техническим складом ума.
В наши дни IQ тест применяют для измерения скорости мышления. Пройти тест бесплатно можно на нашем сайте.
Факторы, влияющие на результат
На уровень Айкью прежде всего влияют родители. Во-первых, они передают ребенку свои гены. Во-вторых, они обучают ребенка логическому мышлению, рассматривать задачу под разными углами и находить нестандартные варианты решения проблемы.
Также на результат влияет среда в которой живет человек. Продукты питания и воздух оказывают прямое влияние на уровень IQ. Социологи из США провели эксперимент, убрав из питания школьников продукты, содержащие красители и консерванты. Это повысило результаты проверки на 5%.
Также показатель увеличивается при частом прохождении теста. Пять проверок знаний способны увеличить значение примерно на 10 пунктов. Это объясняется лишь тем, что мозг привыкает к однотипным заданиям.
Интересные факты
Предлагаем прочесть несколько интересных фактов про Айкью тест:
- Данная проверка не способна оценить творческие способности, жизненную мудрость, моральную устойчивость и чувство юмора человека. Для определения этих параметров разработаны другие тесты, которые также очень важны.
- Не стоит проходить IQ тест онлайн в плохом настроении, поскольку оно способно оказать негативное влияние и результат может оказаться не очень хорошим.
- Люди с очень высоким Айкью создали организацию Mensa. В нее могут войти те, кто сдал стандартизированный тест лучше, чем 98% населения. На данный момент количество членов этой организации превышает 120 тысяч человек.
Для тех, кто считает себя очень умным или просто хочет проверить сильные и слабые стороны своего мозга, Ганс Айзенк разработал три специальных теста. Каждый из них оценивает определенный вид способностей:
- вербальные
- математические
- визуально-пространственные
Помимо этого Айзенк создал раздел «Разминка для интеллектуалов». В нем содержатся наиболее сложные задания.
Те, кому пройти тест бесплатно покажется недостаточно, могут попробовать решить задачи Равена, Кеттелла, Векслера и Амтхауэра.
Современные тесты на IQ разработаны таким образом, что средний показатель равняется 100. У 50% населения планеты IQ находится в диапазоне 90-110. 25% имеет показатель ниже и выше данного диапазона.
Данные исследований показывают, что средний IQ выпускников высших учебных заведений США составляет 115. У отличников этот показатель равен 130-140. Считается, что значение IQ ниже 70 является признаком умственной отсталости. Время на прохождение теста — неограничено (нет ограничения по времени и минутам) и сам тест является бесплатным и без регистрации. Всего в сервисе предусмотрено 30 вопросов. После прохождения вы сможете посмотреть ответы.
Результаты теста
Время прохождения
Оценки
Международный стандарт
Общепринятая система тестирования
Ответы
Методика определения
Официальный
«Ай кью», здоровье и успешность – есть ли связь
Принято считать, что высокий IQ – путевка в успешную и счастливую жизнь. Его обладателям легче найти престижную работу, добиться значительных успехов в любой сфере жизни, достойно обеспечивать себя и свою семью. К сожалению, это не совсем так. Тестовые задания не способны оценить личностные качества, необходимые для достижения поставленных целей. Творческий человек с высоким IQ может испытывать проблемы в общении, а отличная память способна сочетаться с отсутствием ответственности за свои действия. Группа американских ученых во главе с Д. Хекманом, лауреатом Нобелевской премии, представила результаты своих многолетних исследований взаимосвязи показателя IQ и финансовых достижений. Оказалось, что для жизненного успеха гораздо важнее такие персональные характеристики, как настойчивость, самодисциплина, собранность, способность принимать правильные решения и отвечать за свои действия. Не обойтись и без определенных навыков, наличие которых тест определить не способен.
А вот на долголетие и состояние здоровья уровень IQ оказывает непосредственное влияние. Интересный эксперимент, проводимый специалистами Оксфорда, Эдинбургского университета и Университетского колледжа Лондона, начался в 1947 году. В нем приняли участие более 65 тысяч человек в возрасте 11 лет. Многолетние наблюдения позволили установить существующую связь между интеллектуальным уровнем ребенка и состоянием его здоровья на протяжении всей жизни. Оказалось, что высокий показатель IQ способен снизить риск множества заболеваний и продлить жизнь. У его обладателей значительно реже диагностировались инсульты и старческое слабоумие, инфаркты и онкология, проблемы с ЖКТ. Правда, специалисты пока не могут ответить на вопрос, почему люди с высоким в детском возрасте IQ живут дольше. Но исследования продолжаются.
От чего зависит
Психологи и ученые неоднократно проводили исследования, пытаясь найти взаимосвязь между тем, каким должен быть уровень интеллекта, и различными данными человека:
- наследственностью;
- физиологическими параметрами;
- полом;
- расовой принадлежностью;
- окружающей средой, воспитанием.
Некоторые исследователи даже связывали IQ с музыкальными пристрастиями. Так, по мнению британских ученых, коэффициент интеллекта выше у поклонников классической музыки и тяжелого рока. Самый низкий уровень IQ у людей, предпочитающих R’n’B и хип-хоп.
В действительности ни одно из исследований так и не дало оснований полагать, что тот или иной фактор оказывает существенное влияние на IQ человека. Любые различия, связанные с полом, расой или другими параметрами, можно объяснить погрешностями, эмоциональным и физическим состоянием человека во время проведения тестирования и даже временем суток.
В то же время принято считать, что у детей одаренных родителей больше шансов на высокие показатели интеллекта. Кроме того, чем более благополучна среда проживания ребенка, тем более высокий коэффициент интеллекта он сможет продемонстрировать в будущем.
На IQ влияет и возраст человека. Как правило, к 26 годам интеллект достигает своего пика, а затем постепенно начинает снижаться.
Как и когда появился тест
Тест Равена на IQ — это методика, разработанная в 1936г. Джоном Равеном совместно с Роджером Пенроузом, также известная, как шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления. Эта методика может дать оценку умственному развитию любому человек в возрасте от 14 до 65 лет.
Опросник создавался в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым самым эффективным способом измерения ума являлись задачи по сопоставлению абстрактных фигур.
Всего психологами было создано несколько вариантов теста:
- «Стандартные Прогрессивные Матрицы» (1938г.);
- «Цветные Прогрессивные Матрицы» (1947 г.);
- «Продвинутые Прогрессивные Матрицы» (1941 г.).
Примечательно, что первый вариант был рассчитан на все возрасты: от самых маленьких детей до людей преклонного возраста.
Как узнать человека с высоким интеллектом
Как выражается высокий интеллект у девушки или парня? Что выдаёт умного человека?
Несколько признаков высокого уровня интеллекта.
Умение не отвлекаться на посторонние раздражители
Умные люди способны фокусировать внимание на важном на протяжении длительного времени.
Поздно ложится спать и поздно вставать. Считается, что «совы» умнее «жаворонков»
Были проведены два исследования, в которых участвовало больше 1000 человек
В ходе тестирования доказано, что высоким интеллектом обладают именно «совы».
Способность быстро приспосабливаться к новому. Это связано не только с новой работой, но и с поиском оптимального пути, который сможет более эффективно изменить ситуацию.
Человек с высоким интеллектом умеет признавать, что многое не знает. Он не боится сказать, что не имеет ответа на заданный вопрос, понимает, что чем больше знаешь, тем чаще сталкиваешься с неизвестным.
Умные люди невероятно любопытны. Именно любознательность — один из основных признаков высокого интеллекта.
Способность искать и принимать новые идеи, возможности. Такие люди не мыслят стандартно, они всегда ищут альтернативу, которая сможет привести к цели с наименьшими потерями.
Они чувствуют себя комфортно в одиночестве. Им не нужно чье-либо общество, чтобы чувствовать себя нужным, они самодостаточные личности.
Умеют взять собственные эмоции под контроль в тяжелой ситуации. Интеллектуалы могут планировать собственное время, умеют строить стратегии и оценивают результаты. Они не импульсивны, всегда принимают решение после тщательного обдумывания возможных последствий.
Хорошее чувство юмора. Было доказано, что умные люди имеют отличное чувство юмора, это подтверждают тестирования, которые проходили комики.
Эмпатия. Умный человек может поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Он сможет просчитать реакцию и повернуть ситуацию под выгодным для себя углом.
Умение находить связи, которые не видны с первого взгляда. Интеллектуалы могут найти различия и общие характеристики любых предметов, ведь они мыслят в более широком масштабе и никогда не используют шаблоны.
Задумываются о глобальных вопросах. Часто думают о смысле жизни, собственном предназначении, о существовании параллельных вселенных. Они размышляют, почему произошло так, а не по-другому, и что можно было изменить, чтобы не допустить такое разрешение ситуации.
Такие признаки не являются аксиомой, ведь люди разные, их нельзя грести под одну гребенку. Встречаются совершенно уникальные индивидуумы, которые не влезают ни в одну созданную рамку, и при этом считаются гениями.
Существует несколько неожиданных признаков высокого интеллекта, к которым относятся скептически, но они реально правдивые:
- неопрятность и склонность к беспорядку — признаки высокого интеллекта;
- умные люди имеют большой словарный запас, поэтому больше сквернословят;
- стройные люди имеют более высокий ай кью, чем полные;
- скромность, ведь они не способны хвастаться или переоценивать собственные силы;
- больше любят котов, чем собак;
- сохранение девственности в подростковом возрасте — один из показателей умного человека.
Значение показателей IQ
Самый высокий уровень интеллекта у математика Теренса Тао из Австралии. У него коэффициент выше 200 баллов. Такое встречается очень редко, ведь у большинства людей показатель едва достигает 100. Практически все лауреаты Нобелевской премии являются обладателями высокого IQ — выше 150 баллов. Именно эти люди помогают развиваться технологиям, активно участвуют в исследованиях, совершают разные открытия, изучают космос и физические явления.
Разберем все возможные показатели интеллекта тестов IQ:
- Выше 140. Это люди с невероятным умом, редкими творческими способностями. Они могут легко достичь успеха в научной деятельности. Таким показателем может похвастаться Билл Гейтс, Стивен Хокинг. Люди с высоким ай кью совершают величайшие открытия, являются гениями своей эпохи. Именно они исследуют космос, создают новые технологии, ищут лекарства от болезней, изучают природу человека и окружающий мир. Процент таких индивидуумов всего 0,2 от населения Земли.
- Показатель 131-140. Таким уровнем может похвастаться 3 % населения планеты. В них входят Арнольд Шварценегер и Николь Кидман. Успешные люди, которые добиваются намеченной цели, обладают высоким уровнем интеллекта. Они могут стать успешными политиками, менеджерами, руководителями компаний, специалистами в науке.
- Показатель 121-130. Интеллект высокого уровня. Людям с таким показателем легко дается обучение в ВУЗе. Составляют 6 % населения. Они успешны, часто становятся руководителями, активно занимаются творчеством.
- Показатель 111-120. Выше среднего уровня интеллекта. Встречается у 12 % населения. Любят учиться, у них не возникает никаких проблем с науками. Если человек любит и хочет трудиться, то он легко сможет получить высокооплачиваемую работу.
- Показатель 101-110. Большинство людей планеты с таким уровнем интеллекта. Это средний коэффициент интеллекта, который говорит о полноценности человека. Многие его обладатели с трудом заканчивают ВУЗ, но при достаточных усилиях могут учиться и получить хорошую работу.
- Показатель 91-100. Результат для четверти населения планеты. Если тест показал такой результат, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Такие люди хорошо учатся, могут работать в любой сфере, которая не требует значительных умственных усилий.
- Показатель 81-90. Коэффициент ниже среднего. Встречается у 10 % людей. Довольно неплохо учатся в школе, но редко получают высшее образование. Чаще работают там, где не нужно прилагать умственные усилия, больше любят трудиться физически.
- Показатель 71-80. Приблизительно 10 % населения с таким уровнем интеллекта. Встречается у людей, которые страдают умственной отсталостью легкой степени. Они часто учатся в специализированных школах, но могут обучаться и в нормальных среднеобразовательных учреждениях. Только их успехи редко поднимаются выше среднего.
- Показатель 51-70. Встречается у 7 % населения, которые имеют легкую форму умственной отсталости. Редко являются полноценными членами социума, но вполне могут самостоятельно жить и заботиться о себе без посторонней помощи.
- Показатель 21-50. Очень низкий уровень интеллекта, который встречается у 2 % людей. Индивидуумы страдают слабоумием, сильно отстают в развитии от своих сверстников. Они не могут нормально обучатся, имеют опекунов, которые помогают заботиться о себе.
- Ниже 20. Таких людей не больше 0,2 % от населения. Это показатель тяжелой формы умственной отсталости. Такие люди не могут сами жить, ходить на работу, зарабатывать себе на еду, одежду и проживание, поэтому постоянно находятся под опекой. Они не могут обучаться, часто страдают психологическими отклонениями.
Результат не стоит воспринимать как единую правдивую инстанцию. Ведь показатель зависит от многих факторов: окружающая среда, наследственность, стиль жизни, место проживания, религия.
Интеллект человека растет до 26 лет, а потом медленно уменьшается, если этому не препятствовать. Но все зависит от желания самого человека обучаться, искать и узнавать что-то новое. Поэтому есть все шансы повысить свой уровень знаний. Для этого необходимо не ленится, читать много книг, посещать культурные мероприятия, заниматься творчеством и умственной деятельностью.
Если для индивидуума интерес представляют только сериалы, игры и прогулки с друзьями, то даже при наличии большого потенциала, уровень его интеллекта будет низким. Необходимо постоянно совершенствовать свою личность, найти свое хобби, общаться с умными людьми, познавать мир.
[править] IQ и люди
Larry Flynt is right! You guys stink! |
— Гомер Симпсон |
По результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран. |
— Фашистские бундес-тесты |
И такое бывает Вообще-то средний IQ всегда должен быть равен 100 независимо от страны, для этого результаты теста умножаются на определенный коэффициент, поскольку цель теста — выявить относительный уровень, а не абсолютный, который вообще непонятно, каким хером замерять. Например, пока американские дети учат алфавит, российские уже читают сказку про курочку-рябу, соответственно, при одинаковом коэффициенте IQ российский ребенок будет более развит. Но это в первую очередь влияние среды, которое как раз хотят отсеять. Есть известная книжка Bell Curve, где написано, что в США
средний IQ белого человека — 100, черного человека — 95, а желтого человека — 110. Написал книгу, разумеется, не математик, а политолог Чарльз Мюррей. В соавторы вписан психолог Ричард Херрнштайн, который успешно помер задолго до её выхода, а всю жизнь рисовал матмодели для поведения животных.
А формула для учета страны всё ещё не выдумана. Так что есть над чем подумать.
Коэффициенты составляются в обратном порядке. Берется, скажем, 5 тыс. школьников из дефаулт-сити, 5 тыс. из разных сел и по тысяче из 5 крупных городов. Дальше на основании результатов строится нормальное распределение и расставляются коэффициенты, чтоб 95% было в диапазоне от 90 до 110 баллов. Сравнивать же коэффициенты разных стран большинству просто лень, кроме некоторых европейцев, которые пишут научные работы, доказывая, что тупые народы — нищие народы и должны голодать в нищете. А по поводу негров и азиатов опять же влияние среды — когда брали детей американских военных (априори живущих в похожих условиях), различий не обнаружили (при этом в США IQ негров зависит от штата, чем южнее штат, тем ниже IQ, поскольку расистские установки в обществе сильнее). А разгадка одна — отсеиваются дети алкоголиков, проблема бухла в черных кварталах пиндостана такая же острая, как в замкадских селах. У азиатов же ценится образование, поэтому дети с детства надрачиваются на книжки, что хорошо для мозгов. Или, наоборот, у азиатов крутой мозг с рождения, поэтому им интересно читать книжки, а не бухать водку в подворотнях, как печальный итог книжки и образование следствие высокого IQ, заложенного в генах, а не следствие того, что в быдловузе 5 лет компостировали мозги всяким бредом. Так, читая иероглифическую письменность, азиаты видят не несколько штрихов, а схематическое изображение чего-либо, что даёт отличное развитие способности поиска закономерностей и, следовательно, более высокие показатели IQ.
Кстати, американские дети при поступлении в школу в обязательном порядке сдают тест на IQ. Если коэффициент оказывается ниже среднего уровня, то дитё попадет не в обычную школу, а для «одарённых». Это, конечно, по-расистски, но IQ-тест и был создан для этого. Суть сей шняги такова: в 12 лет мозг заканчивает формирование, все нейроны выросли, обросли связями и далее мозг не растёт, а только разрушается. Отмирают нейроны при мордобитии, при бухании и просто от старости. Поэтому в 12 лет можно на 99,999% выявить дебилов, которым одна дорога — пить, курить, и у которых вероятность под 60% получить несколько ходок в места не столь отдаленные (статистика есть, что пичальна). Выявить гениев сложнее, ведь то, что адепт сдал IQ-тест и набрал 150 балов, не значит, что будет толк, обладатель мозга может быть ленив, начать бухать, курить, вступить в секту или играть в игрушки и больше ничем не интересоваться. Но с этим хоть можно пытаться работать. А вот явного дебила, что не может сложить 5+5, учить бесполезно, как его ни мотивируй, мозг не способен на обучение и абстрактную работу. Окончательное развитие мозга человека заканчивается к 17-20 годам, когда формируются «умные — ассоциативные» лобные доли. Что там они меряют в 12 лет, непонятно.
От IQ-тестов прет расизмом и евгеникой за километр, их бы давно запретили, если бы не насущная необходимость выделять из толпы гениев и дебилов. Гениями обычно оказываются белые и азиаты (северные китайцы, японцы), а дебилами негры. Неграм обидно, поэтому статистика особо не афишируется. С другой стороны, в США негры в основном уже давно не чистокровные, потому некоторые могут быть с виду негры, а мозгом «белым». Если средний IQ японца, корейца, гонконгца свыше 105, то в Зимбабве, Конго, Гвинеи около 66. В России 97, что неплохо, даже с учетом алкашей всех, портящих статистику, глянуть можно в педивикии и далее по ссылкам.
Как формируется IQ человека?
На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.
Стоит отметить, что некоторые люди с исключительно высоким Ай Кью в повседневной жизни оказывались совершенно беспомощными. Например, Ким Пик не мог застегнуть пуговицы на одежде. К тому же не у всех такой талант появлялся с рождения. Дэниел Таммет получил свою способность запоминать огромные количества цифр после страшного припадка эпилепсии в детстве.
Разновидности и особенности
Интересно, что тесты на интеллект от знаменитого ученого имеются в 8 разновидностях, 5 из которых примерно одинаковые. Они дают возможность расчета общих интеллектуальных способностей человека. Остальные 3 относятся к специальным тестам, в том числе оценке математических, вербальных и визуально-пространственных способностей.
Сам Айзенк, ко всему прочему, разработал шуточные тесты, которые он назвал разминкой для интеллектуалов. Это было сделано для ответа критикам данного метода тестирования, которые критиковали программу за простоту вопросов.
Тесты построены таким образом, что у проходящего их проверяется сразу несколько способностей
Задания содержат в себе составление слов или букв, арифметические задачи, а также логические и пространственные упражнения, на внимание и сообразительность. При этом равномерно распределена нагрузка на все виды испытаний, благодаря чему результат является объективным
Влияние на IQ
Наследственность
Роль генетики и окружающей среды в прогнозе IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003). До последнего времени наследственность преимущественно изучалась на детях. Различные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США, что означает, в зависимости от исследования, от чуть меньшей половины до заметно более половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребенка и ошибки измерения. Наследственность в пределах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное.
Отдельные гены
За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта среди взрослого населения, так и среди детей.
Поиск наследственных причин IQ
Начались исследования, которые призваны выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute) начинает проект по полногеномное поиска ассоциаций у людей с высокими умственными способностями. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.
Окружающая среда
Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребенка. Были обнаружены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и прочее. Такое воздействие приносит коэффициента интеллекта долю в 0.2- 0.35. Но чем старше становится ребенок, тем слабее эта зависимость проявляется, и практически полностью исчезает к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.
В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же оточувальни факторы.
Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследование 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ.
Другое исследование более 13000 детей показало, что кормление грудью может повысить интеллект ребенка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий, был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ, были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность («bias» испытуемых по языковому составляющей, подчеркнутые другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение.
Зачем делают тест IQ
Другие исследователи считают, что «культурная специфика» интеллекта делает тесты IQ предвзятыми по отношению к среде, в которой они были разработаны. Более того, применение одного и того же теста в разных сообществах не позволит распознать различные культурные ценности, которые формируют то, что каждое сообщество ценит как разумное поведение.
На нашей планете проживает по меньшей мере 100 неконтактных племен. Наши тесты на IQ вряд ли им подойдут.
Как пишет The Conversation, учитывая историю использования теста IQ для дальнейшего развития сомнительных и иногда расово мотивированных убеждений о том, на что способны различные группы людей, некоторые исследователи полагают, что такие тесты вообще не могут объективно и в равной степени измерить интеллект человека.
Значение результатов
Как мы уже выяснили, показатель IQ позволяет сравнить уровень интеллекта со среднестатистическим значением. Поэтому шкала Стэнфорд – Бине разработана таким образом, что цифра 100 означает средний коэффициент человека.
Шкалу можно представить в виде четырех отрезков:
- С 70 до 85 пунктов.
- С 85 до 100.
- Со 100 до 115.
- Со 115 до 130.
Предполагается, что в данных промежутках находится около 95 % населения планеты. Таким образом, показатели между 70 и 130 пунктами являются нормой.
Значение выше 130 пунктов традиционно считается высоким и классифицируется как гениальность. Цифра ниже 70 – умственная недостаточность.
Интересно! Самый высокий уровень IQ был выявлен у австралийского математика Теренса Тао. Показатель его интеллекта – 230 баллов.
Есть источники, которые дают более мелкую градацию, описывая показатель интеллекта до 180 пунктов и выше, а также в диапазоне 1–24. Более общепринятой считается следующая шкала:
- 140 и выше – обладатели выдающихся творческих способностей, изобретатели, ученые;
- 131–140 баллов – высокий показатель, присущий всего трем процентам населения;
- 111–130 баллов – выше среднего;
- 91–110 баллов – считается хорошим или средним уровнем интеллекта, позволяющим добиться определенных высот;
- 81–90 баллов – ниже среднего;
- 20–70 баллов означают различную степень проблем в умственном развитии.
Более подробно уровни значений IQ и их расшифровка описаны в другой статье нашего блога.
Джон Равен – создатель теста
Джон Равен родился в 1902 г. в Великобритании. Познакомился с психологией он в Лондонском Королевском колледже в 1928 г., затем стал работать ассистентом Пенроуза, который проводил исследования в области умственных дефектов. Увлекшись этим направлением, Равен проводил тестирование детей и взрослых в разных местах: дома, в школах, на работе, используя для этого шкалу умственного развития Стэнфорд-Бине. И, все-таки Равен считал этот тест не весьма удачным и в результате появился опросник Прогрессивных матриц, который он создал вместе с Пенроузом.
Равен был выдающимся преподавателем, его теории оказали существенное влияние на формирование научного мировоззрения многих студентов.
Обязательно ли гениям иметь в детстве высокий IQ?
Терман протестировал сотни младших школьников. Именно тогда и возникло пороговое значение в 140 баллов. Очевидно, ученый не хотел набирать слишком большую группу: отслеживать успехи ее участников было бы сложнее. Понятно, что 2% самых умных людей в популяции составили бы группу в два раза больше, чем 1%. К тому же чем выше был порог, тем больше в группе могло оказаться потенциальных гениев. Так почему бы не снять сливки?
В группу невероятно умных мальчиков и девочек попали 1528 школьников в возрасте примерно одиннадцати лет. Сказать, что они были способными, — не сказать ничего. Средний показатель их IQ равнялся 151 баллу, а у семидесяти семи варьировался от 177 до 200 баллов.
Вплоть до достижения среднего возраста участники исследования постоянно проходили самые разные дополнительные тесты. Результатом эксперимента стал монументальный труд «Генетическое исследование гениальности»5 (Genetic Studies of Genius) в пяти томах, выпущенных с 1925 по 1959 год. Последний том вышел уже после смерти ученого.
За его высокоинтеллектуальными подопечными — по крайней мере, за теми, что еще живы, — наблюдают до сих пор. В шутку их называют «термитами», имея в виду не насекомых, а созвучие с фамилией Терман.
А теперь плохие новости: ни один человек из этой группы не стал тем, кого принято считать неоспоримым гением. Невероятные интеллектуальные способности испытуемых трансформировались в весьма тривиальные карьеры преподавателей, врачей, юристов, ученых, инженеров.
Двое — Роберт Рю Сиарс и Ли Кронбах — стали заслуженными профессорами Стэнфордского университета и продолжили исследования, участниками которых были сами, но по известности они не сравнятся, конечно, с Иваном Павловым, Зигмундом Фрейдом или Жаном Пиаже, тремя несомненными гениями в истории психологии.
Более того, многие из «термитов» вообще не добились каких-то значительных интеллектуальных успехов. Их путь был связан не с окончанием университета или защитой кандидатской диссертации, а с получением профессий, для которых высшее образование вообще необязательно.
Дальше — больше. Из множества детей, не попавших в группу Термана, по крайней мере двое добились гораздо большего признания, чем умники-«термиты».
Это Луис Уолтер Альварес, один из самых блестящих физиков-экспериментаторов двадцатого века. Работа над водородной пузырьковой камерой для изучения элементарных частиц принесла ему Нобелевскую премию по физике в 1968 году.
А Уильям Шокли, второй отвергнутый Терманом кандидат в «термиты», в 1956 году разделил Нобелевскую премию по физике с двумя коллегами, а позже основал Shockley Semiconductor Laboratory — лабораторию полупроводников своего имени в Кремниевой долине, которая тогда еще так не называлась.
И это не единственные примеры среди нобелевских лауреатов. Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры молекулы ДНК, и Ричард Фейнман, работавший над континуальными интегралами в квантовой механике, по количеству баллов в тестах тоже недотягивали до членства в Mensa6.
Так кому вообще нужны эти тесты?
Вывод
IQ-тест показывают уровень развития способностей человека, но не следует считать, что они каким-либо образом показывают уровень эрудированности. Они лишь помогают понять, в какой области и в каком направлении человеку необходимо развиваться.
Считается, что уровень IQ нормального человека варьируется в пределах от 90 до 120 условных единиц. Чаще всего для определения коэффициента интеллекта используется тест Айзенка. Однако не стоит забывать, что самыми верными будут результаты, полученные при самом первом прохождении теста, а все последующие попытки будут лишь их искажать.