Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Понятие и признаки интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная деятельность – умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Интеллектуальная деятельность отражает использование человеком способностей рационального познания. Понятие «интеллектуальная деятельность» не совпадает с понятием «творческая деятельность». Творческая деятельность предполагает только новизну результатов такой деятельности, тогда как интеллектуальная деятельность не любая, а именно рациональная деятельность человека, отражающая деятельность, осуществляемую при помощи рациональных, логических умозаключений. Интеллектуальная деятельность значительно влияет на развитие науки, техники, литературы и искусства и художественного конструирования (дизайна).

Признаки интеллектуальной деятельности:

1) интеллектуальная деятельность носит идеальный характер. Результат интеллектуальной деятельности продуцируется сознанием человека путем логического построения мысли и отражает новизну мысли;

2) результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом;

3) результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. То, в чем выражены результаты интеллектуальной деятельности (книги, аудиовизуальные носители), сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности.

Подлежит защите не форма выражения интеллектуальной деятельности (книга, картина), а ее содержание (основная мысль произведения). Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально;

4) продуктом интеллектуальной деятельности могут быть средства индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также индивидуализации выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров). Кроме того, что они являются плодом умственной и творческой деятельности, средства индивидуализации содействуют созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Развеем мифы

Пришло время поговорить о том, какие утверждения об умных людях не совсем правдивы.

Умный человек много знает. Отчасти это верно. Однако действительно умный человек это тот, кто умеет правильно распоряжаться своими знаниями.

Ум = образованность. На самом деле, наличие даже десяти высших образований это не признак ума. Образование способствует обогащению и оттачиванию ума, но заменить его не может.

Ум = интеллект. Приравнивать ум к интеллекту тоже не совсем верно. Ведь ум – это не только способность правильно и быстро отвечать на вопросы теста, но и сообразительность, хитрость и жизненный опыт. Умный человек это знает и старается всесторонне развиваться.

Рынок технологий искусственного интеллекта

Ожидается, что рынок к 2025 году вырастет до 190,61 млрд долларов, при ежегодном темпе прироста — 36,62%. На рост рынка влияют такие факторы, как внедрение облачных приложений и сервисов, появление больших массивов данных и активный спрос на интеллектуальных виртуальных помощников. Однако экспертов, разрабатывающих и внедряющих технологии ИИ, пока немного, и это сдерживает рост рынка. Системам, созданным на основе ИИ, необходима интеграция и техническая поддержка при обслуживании.

Процессоры для ИИ

Современные задачи ИИ требуют мощных процессоров, которые могут обрабатывать огромные массивы данных. Процессоры должны иметь доступ к большим объемам памяти, также устройству необходимы высокоскоростные каналы передачи данных.

В России

В конце 2018 года в России запустили серию серверов «Эльбрус-804», показывающих высокую производительность. Каждый из компьютеров оснащен четырьмя восьмиядерными процессорами. С помощью данных устройств можно выстроить вычислительные кластеры, они позволяют работать с приложениями и базами данных.

Драйверами и лидерами рынка являются две корпорации — Intel и AMD, производители самых мощных процессоров. Intel традиционно концентрируется на выпуске машин с более высокой тактовой частотой, AMD ориентирована на постоянное увеличение числа ядер и обеспечение многопоточной производительности.

Развитый самоконтроль

Прежде, чем приступить к действиям, они могут позволить себе обдумать процесс, четко сформулировать цели и рассмотреть альтернативные пути. Известно, что уровень интеллекта напрямую связан с самоконтролем. Так, в рамках исследования, проведенного в 2009 году, предлагался выбор между быстрой прибылью в короткие сроки и гораздо большей, но отложенной во времени. Выяснилось, что выбравшие второй вариант и, соответственно, обладающие более развитым самоконтролем, обладали также более высоким уровнем интеллекта. В этом нет ничего удивительного, ведь, как отмечают исследователи, передняя префронтальная часть коры головного мозга отвечает одновременно за решение многоплановых проблем и поддержание самоконтроля в рамках протяженной во времени деятельности.

Экзистенциальная тупость и чистые доски

Человек — не просто машина, он еще и организм. Внутренние принципы его функционирования не могут быть аналитически вычленены и изложены в виде формальной системы абстрактных правил или инструкций.

Значит, интеллект возникает как часть жизнедеятельности организма. Он не может быть измерен количественно, точно так же, как не может быть оценена адаптированность организма к среде.

Развитие умственных способностей человека всегда помещено в экосистему взаимоотношений с другими людьми, социальными институтами и культурными практиками. Более того, еще в 1980-х психолог Говард Гарднер выдвинул теорию множественного интеллекта, в котором подвижный и кристаллизовавшийся интеллект составляют лишь малую часть. Человеческий разум многомерен и включает в себя телесную, межличностную, эстетическую, экзистенциальную компоненты. Такое комплексное видение не позволяет сводить его к чисто биологическим задаткам: интеллект «созревает» и биологически, и социально, его развитие в равной степени зависит от «внутренних» и «внешних» детерминант.

Известно, что познавательный опыт ребенка с самых первый дней раскрывает перед ним богатый социальный мир. Новорожденные 2–3 дней от рождения способны к имитации выражения лица взрослых. Еще не видев собственного лица, младенец может повторять улыбку или нахмуривать брови, распознавать сложные конфигурации мускульных лицевых движений других. В ходе экспериментов было установлено, что ребенок способен отличать одушевленное от неодушевленного, подвижные черты лица от абстрактных геометрических форм, голос родителя от чужих голосов.

А это значит, что когнитивные способности человека не нужно «закладывать», они есть у него с самого рождения.

Строго говоря, хотя машина и способна к высокоуровневому интеллектуальному поведению, тем не менее, в важном смысле этого слова она не понимает, что она делает. Она слепа и не осознанна, ее действия определены извне задумкой разработчика

Как сказал бы знаменитый критик ИИ Хьюберт Дрейфус, машина «экзистенциально тупа», ведь она не видит смысла в собственных действиях. И поскольку она лишена тела, эмоций и включенности в общество, ей отказано в доступе к важнейшим составляющим множественного интеллекта.

Всё, на что оказывается способен «слабый» машинный интеллект в социальной среде — автоматизмы и клише, нечувствительность к остроумию и отсутствие эмпатии. А то, что нас ждет при усилении чисто количественного понимания интеллекта — это не пришествие сверхразумных машин, а появление неполноценно мыслящих человеческих существ (если использовать афоризм того же Дрейфуса). Не потребуется даже знаменитый тест Войта-Кампфа, чтобы понять, что перед тобой — машина, когда-то бывшая живым человеком.

Уровни

Уровни:

  1. Стимульно-продуктивный. Умственная деятельность индивида зависит от проявлений внешних факторов. На этом уровне интеллектуальная деятельность ограничивается первоначально найденным или заданным кем-то путем. Человек может решать задачи, но они не связаны.
  2. Эвристический уровень. Спонтанная познавательная деятельность, с помощью которой происходят открытие разных закономерностей. На этом уровне человек может составлять единую картину из разрозненных проблем, явлений, находить в них общее, чтобы выявлять неизвестные закономерности.
  3. Креативный. Это высший уровень интеллектуальной деятельности. Поиск связи в разных явлениях становится большой проблемой, которая требуется глубокого анализа для установления сути вещей.

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация — одна из форм психологической защиты, при которой человек закрывается от своих чувственных ощущений и начинает воспринимать то, что чувствует, на интеллектуальном уровне. Это помогает уменьшать влияние эмоций на поведение и решения, действовать более разумно, правильно.

Но любые защитные механизмы психики негативно влияют на то, как индивид воспринимает реальность и себя

В данном случае интеллектуализация приводит к тому, что индивид перестает осознавать важность своего эмоционального состояния

Люди, активно использующие подобную защиту, с трудом выражают эмоции, что усложняет взаимодействие с окружающими, особенно в случае тесных социальных взаимоотношений (любовь, дружба).

Считается неотъемлемой частью личности шизоидов (подразумевается и шизоидная акцентуация, и шизоидное расстройство личности).

Как превратить алгоритм в сверхскоростную пифию

В середине XX века количественная модель интеллекта нашла свое ответвление в идее нейронных сетей. Нейрофизиология рассматривает мозг как последовательность нейронов, связанных друг с другом синапсами и разветвленных в густую ретикулярную сеть. Нейроны передают друг другу информацию в виде биоэлектрических импульсов

А значит, в определенном важном смысле мозг — это компьютер, а принципы его работы в принципе такие же, как у ЭВМ

Искусственные нейронные сети были придуманы кибернетиками. Связи между нейронами уподоблялись формальным связям в математической логике, а целый мозг — вычислительному устройству, компьютеру с распределенной архитектурой.

Сегодня нейросети используются для автоматического выполнения таких задач, как классификация (распределение данных по параметрам), предсказание (прогноз следующего шага на основе предыдущих), распознавание («считывания» определенных черт или паттернов). Согласитесь, эти задачи довольно похожи на то, что проверяется в психометрических тестах! «Умственные» способности нейросетей во многом аналогичны тем способностям, которые измеряются в тестах IQ, ведь оба явления основаны на общей интуиции: разумность может быть измерена и просчитана.

К примеру, в нейропсихологии иногда используется задача «n-назад» для оценки подвижного интеллекта. В ней испытуемому показывают ряд элементов — символов, изображений или звуков. Ему нужно определить, встречается ли определенный элемент в ряду n позиций назад. Задачу используют для «тренировки» определенных участков мозга, улучшения рабочей памяти и логического мышления. В то же время понятно, что с такой задачей неплохо справится нейросеть, если «накормить» ее достаточным объемом релевантных данных, на которых она научится выполнять эту задачу лучше, чем человек. Ее «кратковременная память» способна удержать в себе куда больше информации, чем скромные 5–7 ± 2 смысловых элементов у человека.

Как считают философы, «слабый» ИИ способен имитировать отдельные когнитивные способности людей, решать познавательные задачи определенного узкого спектра лучше и эффективнее. Но в остальном он бессилен. Проще говоря, «слабый» ИИ — это синтетическая версия отдельных способностей подвижного интеллекта, он умеет строить логические гипотезы, умозаключать или видеть связи.

Это «аутичный» ИИ, ведь известно, что подвижный интеллект гипертрофирован у людей с расстройствами аутистического спектра. «Сильный» ИИ, напротив, во всей полноте воспроизводит человеческий опыт, способен к многопрофильному обучению, и этим аналогичен кристаллизовавшемуся интеллекту в психодиагностике. Чем дольше он живет и развивается, тем более сложным и разветвленным становится его опыт (а может быть, ему даже потребуется психоаналитик). Как видим, именно «сильный» ИИ, синтетическое сознание, может развить в себе такой интеллект.

Работа нейросетей подчинена алгоритмам — правилам рассуждения или действия. Многим алгоритмы знакомы по блок-схемам или графам на уроках информатики в школе. Порядок действий в них представлен наглядно и интерпретирует их так, чтобы их понимал человек.

Говоря более строго, алгоритм — это ограниченный набор инструкций по решению определенного рода задач. Ему следует определенная система, выполняющая поставленную задачу. Таким образом, следуя определенному набору правил, можно гарантированно достичь результата. Если что-то пошло не так, то проблема не в алгоритме, а его исполнителе — человеке или машине.

Биржевая торговля

Группа исследователей из университета Эрлангена-Нюрнберга в Германии разработала ряд алгоритмов, использующих архивные данные рынков для тиражирования инвестиций в режиме реального времени. Одна из моделей обеспечила 73% возврата инвестиций ежегодно с 1992 по 2015 год, что сопоставимо с реальной рыночной доходностью на уровне в 9% в год.

В 2004 году Goldman Sachs запустил торговую платформу Kensho на базе искусственного интеллекта. На криптовалютных рынках также появляются системы на базе ИИ для торговли на биржах – Mirocana и т.д. Они лучше живых трейдеров, так как лишены эмоций и опираются на чёткий анализ и жесткие правила.

Заменит ли ИИ нас с вами

Искусственный интеллект превосходит человека в решении задач, которые связаны с анализом больших данных, чёткой логикой и необходимостью запоминать большие объёмы информации. Но в творческих конкурсах человек пока выигрывает у ИИ.

Возможно, потому, что восприятие творчества субъективно. А в шахматной партии или биржевой торговле можно двигаться к конкретным результатам.

Безусловно, ИИ меняет наш мир и находит всё новые применения. Наша задача – использовать его во благо, разрабатывать правила регулирования ИИ-систем и передавать системам опыт, накопленный за тысячелетия существования человечества.


iPhones.ru

Искусственный интеллект – технология, которую мы точно заберём с собой в будущее. Рассказываем, как он работает и какие крутые варианты применения нашел. ? Рубрика «Технологии» выходит каждую неделю при поддержке re:Store. Что представляет собой искусственный интеллект Искусственный интеллект (ИИ) – это технология создания умных программ и машин, которые могут решать творческие задачи и генерировать новую…

О чём не говорят баллы IQ

Успех в труде

С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.

Общественная ценность

Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.

Эффективность

Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.

Как повысить свой IQ

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему в школах дают так много сложных и с первого взгляда абсолютно бесполезных заданий? Высшая математика, строение клеток организмов, химические реакции – всё это редко пригодится вам в жизни. Однако в школьной программе сложные науки необходимы, так как они развивают умственные способности детей.

Физик-теоретик Стив Дентон в своё время задался вопросом, как стать умнее и повысить уровень интеллекта. Результатом проведённых им исследований стал набор правил, обеспечивающих умственное развитие.

Отвечая на вопрос, как повысить интеллект, Стив Дентон советовал:

  • Узнавать новое – учить языки, решать математические задачи, осваивать музыкальные инструменты;
  • Общаться с интеллектуалами, развиваясь в процессе дискуссий и оценивая противоположные точки зрения;
  • Играть в сложные компьютерные и настольные игры – стратегии, шахматы и т. д.;
  • Читать не менее одной книги в неделю, отдавая предпочтение серьёзной литературе;
  • Придерживаться здорового образа жизни – спать не меньше 6 часов в сутки, делать зарядку, гулять на свежем воздухе, избегать злоупотребления алкоголем и жирной пищей.

Развитие эмоционального интеллекта возможно только посредством общения с другими людьми. Если поведение окружающих остаётся загадкой, стоит пообщаться с опытным психологом или психотерапевтом. Этот специалист поможет понять и самого себя, и других людей.

Нужно сказать, что не только Стив Дентон пытался понять, как развить интеллект. Во всём мире огромной популярностью пользуется книга «Японская система развития интеллекта и памяти» автора Кавашима Рюта.

В этой книге даётся шестидесятидневная программа саморазвития, позволяющая всего за 2 месяца, существенно поднять уровень IQ и развить умственные способности

Отзывы читателей говорят о том, что предложенная автором система реально работает: помогает думать быстрее, концентрироваться на важном и запоминать главные тезисы. Всё это говорит об одном – развивать интеллект можно и нужно!

Восприятие устной речи

Восприятие устной речи — это особый психический процесс, к которому следует основательно готовить ребенка, прибегая к специальным упражнениям, тренингам и тренировкам интеллекта. Они помогают активизировать восприятие, память, мышление. Последствия такой деятельности будут плодотворными для понимания письменной речи и развития личности.

Восприятие и понимание устной речи определяется сложной интеллектуальной деятельностью, ведь дошкольник и младший школьник тратит значительно больше интеллектуальных усилий, испытывает большее психическое напряжение. Глухие дети нуждаются в специальной практической подготовке к пониманию речевых явлений, автоматизации их использования во время восприятия, распознавания и установления содержания устной речи.

У старшеклассников с нарушениями слуха наблюдаются особенности в становлении содержательной и операционной сторон интеллектуальной деятельности, одни из которых связаны с отставанием в развитии словесной речи, другие — с замедленным формированием структурных компонентов мышления. Поэтому упражнения, развивающие интеллектуальные способности таких детей имеют свои особенности и должны быть направлены на развитие мыслительных операций в зависимости от степени нарушения слуха.

Теперь разберем некоторые моменты, влияющие на уровень умственных способностей

Нет четкого определения данного термина, ученые спорят, от чего зависит уровень. Зато существует три критерия, которые его определяют:

Познавание. Это способность к пониманию и анализу речи иного индивида либо осознанию прочитанной книги, допустим;
Здравомыслие. Характеризуется умением трезво оценивать ситуацию, выделять положительные и отрицательные моменты, и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
Память

Возможность к запоминанию нужной и важной информации. Умение воспроизвести ее в требуемый момент времени.

Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, а теперь узнаем, как их измерить.

Как воспитывать новорожденный ИИ

Философски можно сказать, что количественная модель интеллекта пока «не дотягивает» до тех концепций разума, которые развивались в истории мысли. Конечно, искусственные нейронные сети и ИИ рано или поздно станут способны к сверхскоростному мышлению. Но это еще совсем не значит, что машина будет мыслить, думать в строгом смысле этого слова.

Можно говорить о разных философиях — восточных или западных, древних или современных. Многим из них свойственен акцент на социальном контексте, культуре и обучении как важных входных параметрах умственного развития. Интеллект для философов — это скорее результирующая личного опыта и социальной жизни, величина историческая и зависящая от социокультурной среды.

Некоторые историки и философы говорят, что кибернетика как мировоззрение родилась из интуиции, что человек — это и есть наиболее совершенная машина. То есть они не считали, что машины должны стать такими же умными, как человек. Наоборот, сам человек должен быть описан как мыслящий механизм. Еще в середине 1950-х советские кибернетики писали, что человек — это кибернетическая машина, которая способна создать другую машину — живую, чувствующую эмоции и более совершенную, чем ее создатели. Выдающийся советский математик Андрей Колмогоров призывал своих коллег разработать точное определение воли, мышления и эмоций на основе цифровых механизмов обработки и передачи информации. Значит, надежды они возлагали именно на количественное понимание интеллекта наподобие того, что измеряют психометрические тесты.

Измерение интеллектуальных способностей посредством IQ – теста

На сегодняшний день удачно практикуется во многих компаниях IQ – тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг ходит много споров, но все же он имеет место.

Смотреть галерею

Ответ выражается, полученной по итогу прохождения теста, цифрой. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент выше ста тридцати, то человек имеет наивысшие способности. Все показатели вниз от отметки девяносто показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

Но не стоит отчаиваться, потому что интеллектуальное умственное развитие можно повысить.

Какие факторы влияют на умственные способности человека

У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?

Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.

Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.

Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector