Приемы и способы развития внимания

Используем мнемотехнику

Для улучшения памяти и для концентрации внимания можно использовать мнемонические приемы, которые состоят из большого набора запоминания. Рассмотрим различные упражнения.

  • Включаем сознание и шифруем слова. Делать это нужно при помощи букв. Например, возьмем слово «машина». Это слово обозначим, к примеру, буквой «У» и т. д. Так произойдет быстрое запоминание.
  • Если есть яркие ассоциации, то информация легко запоминается. Например, нужно запомнить отдельные слова «мыло» и «вкусное». Значит, запоминаем словосочетание «мыло вкусное». Необычно? Так в этом и заключается весь секрет.
  • Хотите запомнить информацию – просто зарифмуйте ее.
  • Когда учите иностранные слова, используйте созвучие. Например, английское слово «тоник» можно ассоциировать с русским словом «тонкий».
  • При запоминании объектов присваивайте им названия, которые вы легко воспринимаете. Например, зданию какой-либо косметической фабрики можно присвоить название «пудра».

Что может вредить внимательности

Любой человек может научиться не зацикливаться на ненужной информации, которая мешает сосредоточению. Однако не все желают это делать, потому что работать над собой – большой труд. Гораздо легче списать на гены, усталость, незаинтересованность, которые, несомненно, вредят внимательности, так же, как лень, нежелание прикладывать усилия.

Приложенные усилия, стремление к развитию внимания приводят к хорошим результатам

Умение работать со своей психикой, здоровое питание, разумный график работы и развивающие техники помогут совершенствовать внимание и развить внимательность как качество личности

Упражнение 19

Станиславский все пространство внимания разделил на три круга:

  • большой — все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре — весь зрительный зал);
  • средний — круг непосредственного общения и ориентировки (в театре — сцена с актерами);
  • малый — сам человек и ближайшее пространство (в театре — сам артист и ближайшее пространство, в котором он играет роль).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Пошаговый метод планирования долгосрочных жизненных целей

Добавим четвертый круг: внутреннее психологическое пространство человека.

1. Представьте, что у вас в голове находится мощный прожектор.

2. Выберите точку в большом круге и точку на границе малого и внутреннего.

3. Совершите «взмахи» луча «прожектора» от одной точки до другой и обратно. При этом предельно цепко «впивайтесь» в выбранные точки.

Тесты на запоминание

Прежде чем начать выполнять упражнения для тренировки памяти, можно пройти тестовое задание, которое покажет, насколько эффективно вы пользуетесь памятью на данном этапе.

Итак, перед вами список из 20-ти слов, не связанных между собой.

Чайник, Кресло, Пианино, Лодка, Мыло, Апельсин, Ковер, Буква, Машина, Ручей, Пробка, Оружие, Туфля, Брошка, Сумка, Крыло, Картина, Цветок, Миксер, Медаль.

Перечень слов нужно изучить в течение полутора минут, а затем постараться записать их по порядку. Далее, подсчитайте, сколько слов удалось правильно запомнить.

  • 18-20 слов – великолепный результат.
  • 17-15 – хороший показатель.
  • 14-10 – удовлетворительный результат.
  • Менее 10 – вы не используете все ресурсы памяти, но показатель можно улучшить.

В таком виде это задание считается проверкой визуального восприятия, но с его помощью также можно протестировать и слуховую память. Для этого нужно, чтобы слова кто-то произносил вслух.

Еще одну проверку зрительной памяти можно пройти с помощью картинки, расположенной ниже. Внимательно изучите ее в течение минуты, а после назовите предметы, изображенные на ней, в любом порядке.

  • Если вы назвали 18-20 предметов – у вас замечательная кратковременная зрительная память.
  • 17-15 баллов – похвальный результат, с помощью упражнений объем визуальной памяти можно расширить еще больше.
  • 14-11 баллов – неплохой показатель, но есть куда стремиться.
  • 10-5 баллов – средний результат, возможно, нужно было лучше сосредоточиться над поставленной задачей.
  • От 1 до 4 баллов – ваша сильная сторона – явно не зрительная память, придется ее усердно тренировать, ведь глазами мы воспринимаем очень много информации.

Рекомендации специалистов

Помимо упражнений усилить концентрацию помогут следующие советы:

Усталость оказывает существенное влияние на мозговую активность. Первое, что повышает концентрацию, – это простой отдых

Чтобы находиться в тонусе, важно своевременно делать перерывы, не доводить себя до перенапряжения, серьезно относиться к режиму сна, больше дышать свежим воздухом и следить за состоянием здоровья.
Старайтесь координировать деятельность в соответствии со своими биоритмами. Думаю, все слышали про сов и жаворонков

Если вы ощущаете максимальную работоспособность в первой половине дня, выполняйте самую сложную умственную работу именно в это время суток. И наоборот.
Устраняйте внешние отвлекающие факторы. Разберите хлам на рабочем столе, отключите уведомления в мобильных приложениях, не включайте на фоне музыку или видео, когда занимаетесь чем-то, что требует внимания. По возможности избавляйтесь от многозадачности.
Ставьте цели. Они могут быть как краткосрочными, т. е. с ограничением по времени, так и долгосрочными, на перспективу. Когда есть цель, обычно меньше отвлекаешься по мелочам.
Следующая рекомендация для тех, кто работает из дома: не стоит сидеть за ноутбуком в кровати. Спальное место предназначено для сна, и мозг это отлично понимает. А работая в такой обстановке, вы пытаетесь заставить себя одновременно и расслабиться, и сконцентрироваться, что приводит к диссонансу.
Если чувствуете, что вымотаны, но доделать работу нужно, примите непривычную для вас позу. Например, измените положение ступней, осанку, поменяйте выражение лица, скрестите ноги по-другому и т. п.

Кстати, у нас есть еще одна интересная статья о том, как заставить мозг работать.

Тренировка внимания на работе

Свой рабочий день можно разнообразить приятными и полезными упражнениями, которые помогут отдохнуть, отвлечься от работы и настроиться на плодотворную трудовую деятельность. Заниматься можно в обычном офисе, дополнительное оборудование для этих упражнений не требуется:

Встав около двери и повернувшись лицом к помещению, осматривайте его в течение 10 секунд. Когда пойдете на обед, воспроизведите в памяти все объекты, которые удалось запомнить. Повторяйте это каждый день, запоминая все происходящие в кабинете изменения;

  • Напишите на листке или напечатайте двадцать цифр. Попробуйте обнаружить в них последовательность из нескольких цифр, дающих в сумме 18. (Например: 52796528644584328879);
  • Найдите два карандаша разного цвета. Взяв их по одному в каждую руку, попробуйте максимально точно нарисовать две геометрические фигуры: круг и треугольник. Делать это нужно обеими руками сразу, повторить не менее 10 раз. Упражнение полезно для развития моторики рук, а также концентрации внимания;
  • В середине рабочего дня попытайтесь воспроизвести в памяти людей и предметы, увиденные вами утром. Пробуйте вспомнить мелкие детали: цвет галстука, украшения на коллеге, расположение предметов.

Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания

Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.

Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:

  • недостаточный сон;
  • неполноценное питание;
  • включенный телевизор;
  • шум транспорта;
  • посторонние разговоры и действия;
  • усталость;
  • стресс и депрессия;
  • лекарственное или алкогольное воздействие.

Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.

Чем отличается распределение внимания от переключения?

Вопрос, как развить внимание, с точки зрения психологии распадается, как минимум, на 2 абсолютно разных  и даже не зависимых друг от друга вопросов:

Как удерживать в сознании сразу несколько важных объектов или процессов? Распределение внимания – свойство, необходимое, например, диспетчерам, которые мониторят на дисплее местонахождение сразу нескольких самолетов, впрочем, не меньшую важность оно имеет и при вождении автомобиля.
Как максимально быстро «выкинуть» из своего поля зрения одну задачу и тут же перейти к другой, не позволяя сознанию зацикливаться на предыдущей? Переключение внимания, позволяющее попеременно менять фигуру и фон в своем сознании, требуется тому, кто должен оперативно сменить одно поле деятельности на другое, что делают, например, ткачихи-многостаночницы или специалисты, работающие с потоком клиентов.

Те, кто знают ответы на эти вопросы и применяют их на практике, способны не только минимизировать свои рабочие усилия и, как результат, не так сильно уставать, но и преуспеть в своей карьере.

Хорошо известно, что есть два способа обеспечить успех в работе организации:

  • организовать рабочие процессы так, чтобы обеспечить работникам максимальный комфорт;
  • подобрать кандидатов с требуемыми профессионально важными качествами.

Так что, если есть намерение пройти профессиональный отбор на рабочее место, требующее высокого уровня распределения и переключения внимания, стоит заняться целенаправленным развитием этих качеств.

Советы

Работа над повышением уровня внимания требует определенных волевых усилий, особенно это касается детей. Взрослому человеку проще настроиться на выполнение упражнений, они заранее могут предвидеть результат. Дети предпочитают тратить свое свободное время на пассивный отдых у экрана телевизора, компьютерные игры, увлечения и общение со сверстниками. Возможно, при мотивировании и организации занятий помогут некоторые рекомендации.

Создание доброжелательной атмосферы и позитивного настроя. Не нужно принуждать к выполнению заданий насильно, используя запугивание и нелестные эпитеты в адрес ребенка

Важно вселить в ребенка уверенность, что он справится с заданиями, и они помогут ему в дальнейшей учебе.

Четкая организация режима дня. Соблюдение режима благоприятно влияет на здоровье, активность мозга и крепкий сон
Можно включить непродолжительные развивающие занятия на внимание в режим определенных дней недели, а не ежедневно.

Личный пример

Родители для детей являются образцом для подражания, поэтому совместное выполнение упражнений пойдет на пользу и детям, и взрослым.

Развитие самостоятельности
Главной составляющей эффективного обучения в целом является передача ответственности за свои знания, умения и навыки самому ребенку. Родители не смогут постоянно выполнять задания вместе с ним. Необходимо донести до школьника, что он должен стремиться к развитию, объясните, что это нужно ему, а не маме или папе. Поговорите обо всех плюсах, которые может дать выполнение дополнительных заданий.

Повышение самооценки. Многие дети, столкнувшись с небольшими неудачами в процессе обучения, теряют уверенность в себе. От них часто можно услышать фразы: «Я не смогу!», «У меня не получается!» и, к сожалению, родители порой закрепляют эту неуверенность, показывая свое раздражение и разочарование в процессе выполнения домашних заданий с ребенком. Вместо этого подбадривайте сына или дочь, говорите им: «Знаю, не очень легко, но ты справишься!», «У тебя все получится!», «Я верю в тебя!» Тот, кто обладает верой в себя и свои силы, имеет хороший уровень концентрации.

Помимо всего прочего, на уровень внимания влияет и правильное питание. Не нужно нагружать организм углеводами. Для увеличения умственной работоспособности стоит употреблять продукты, обогащенные витаминами: фрукты, ягоды, злаки, орехи, рыбу, мясо, в определенных дозах допустимы темный шоколад, какао и кофе.

Концентрируйтесь на одной задаче

Очень много людей пытаются одновременно делать несколько дел, но так не бывает

Вы просто переключаете свое внимание, но в любом случае оно будет поверхностным, учитывая то, что для максимального погружения человека в рабочий процесс требуется минимум 15 минут

Вред мультизадачности научно доказан. Так, проводились исследования, в ходе которых установлено, что разговор по телефону или с пассажиром во время управления автомобилем увеличивает вероятность аварии. Впрочем, это очевидно. Так почему же мы отвлекаемся, когда делаем другие дела?

Одна из главных причин – скука. Если дело неинтересное, то нам хочется его сделать более веселым

Но внимание от этого страдает, а также мы отучаем себя концентрироваться на скучных делах. Именно поэтому можем, например, во время важных, но скучных деловых переговоров просто перестать слушать партнера и пролететь с выгодной сделкой на миллионы долларов

Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли.

Очень полезно для концентрации заранее продумать, что вы будете делать и четко следовать этому плану. Еще одна из причин, по которой мы невнимательны, – субъективное ощущение сложности задания. Значительно легче сосредоточиться на простых задачах. Потому нам нужно любое сложное дело разбить на огромное количество простых и в каждую единицу времени быть сосредоточенным именно на простом задании.

Эта же техника поможет преодолеть лень и начать заниматься тем, чем не хочется

Сила воли и способность произвольно управлять своим вниманием – это одно и то же. Например, не хочется писать диплом

Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей. Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям.

Впрочем, не нужно расписывать дело до мелочей. Это слишком затратная задача в интеллектуальном плане. Просто задавайте себе вопрос: «Какое самое элементарное действие я могу выполнить прямо сейчас, которое может продвинуть меня к цели». И задавайте этот вопрос себе почаще, поскольку так вы сосредотачиваетесь на конкретном простом действии.

Со временем скучных дел у вас не будет. Знаете поговорку: «Аппетит приходит во время еды»? Главное – начать совершать маленькие, элементарные шаги, которые не требуют волевых усилий. А потом увлечетесь.

Можно совместить этот совет с предыдущим. В качестве примера приведем тот же диплом. Ваши действия по улучшению концентрации будут следующими:

Думаете: «Что можно сделать самое простое, чтобы написать диплом»? Вам приходит идея в голову, например, что наиболее просто включить компьютер.
Нажали на кнопку включения компьютера, сели. Здесь можно сделать паузу для того, чтобы привести мысли в порядок. Это рекомендуется сделать, даже если все и так нормально. Иногда это может быть только иллюзией.
Каждый раз, когда чувствуете, что мысли начинают путаться, делаете небольшую паузу

Только внимание, ничего во время этого перерыва не делаем. Просто даем мозгу переварить ту информацию, которая ему поступила во время написания диплома.
После перерыва опять задаетесь вопросом: «Что можно сделать самое простое?»

Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим

Только здесь важно соблюдать правило: «Или работаем, или ничего не делаем». Отдых нужен для более эффективной работы, а не для поощрения лени, помним о приоритетах

Еще одна техника, близкая к этой. Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще.

Создайте поддерживающую среду или Устраните внешние помехи

Рядом с вашим рабочим местом довольно шумно? Ваши коллеги привычно вторгаются в вашу мыследеятельность, безжалостно разрушая с таким трудом запущенный интеллектуальный процесс? Как в таких условиях можно улучшить концентрацию внимания?

Вам нужна поддерживающая, а не отвлекающая среда. Но тут никто, кроме вас не знает, какие внешние факторы помогут вам сосредоточиться. Вот лишь самый минимум:

  • последовательное, а не параллельное выполнение задач, или иначе – в поле зрения всегда должна быть только одна задача, а не две;
  • благоприятный однородный звуковой фон (можно работать в наушниках), чаще это музыка, но вполне может быть и запись морского прибоя или шума дождя;
  • рабочее место, где нет ничего, что отвлекало бы от работы: поверхность стола всегда чистая, а на полках стеллажа – только то, что потребуется самое позднее в ближайшие дни;
  • удобные одежда и обувь, комфортное рабочее место, привычные неназойливые запахи.

Развивающее упражнение 2. Развитие требует усложнения задачи, а значит теперь придется научиться работать в менее комфортных условиях. Постепенно добавляйте в свой благоприятный фон работы разные раздражители:

  • усиливайте силу звука,
  • ищите и используйте новые звуки,
  • разрешайте себе отвлечься на разговоры с сотрудниками,
  • добавьте в рабочий процесс дополнительные занятия (пить кофе, например),
  • поставьте на стол фото своих близких.

Концентрируйтесь на одной задаче

Очень много людей пытаются одновременно делать несколько дел, но так не бывает

Вы просто переключаете свое внимание, но в любом случае оно будет поверхностным, учитывая то, что для максимального погружения человека в рабочий процесс требуется минимум 15 минут

Вред мультизадачности научно доказан. Так, проводились исследования, в ходе которых установлено, что разговор по телефону или с пассажиром во время управления автомобилем увеличивает вероятность аварии. Впрочем, это очевидно. Так почему же мы отвлекаемся, когда делаем другие дела?

Одна из главных причин – скука. Если дело неинтересное, то нам хочется его сделать более веселым

Но внимание от этого страдает, а также мы отучаем себя концентрироваться на скучных делах. Именно поэтому можем, например, во время важных, но скучных деловых переговоров просто перестать слушать партнера и пролететь с выгодной сделкой на миллионы долларов. Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли

Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли.

Очень полезно для концентрации заранее продумать, что вы будете делать и четко следовать этому плану. Еще одна из причин, по которой мы невнимательны, – субъективное ощущение сложности задания. Значительно легче сосредоточиться на простых задачах. Потому нам нужно любое сложное дело разбить на огромное количество простых и в каждую единицу времени быть сосредоточенным именно на простом задании.

Эта же техника поможет преодолеть лень и начать заниматься тем, чем не хочется

Сила воли и способность произвольно управлять своим вниманием – это одно и то же. Например, не хочется писать диплом. Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей

Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям

Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей. Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям.

Впрочем, не нужно расписывать дело до мелочей. Это слишком затратная задача в интеллектуальном плане. Просто задавайте себе вопрос: «Какое самое элементарное действие я могу выполнить прямо сейчас, которое может продвинуть меня к цели». И задавайте этот вопрос себе почаще, поскольку так вы сосредотачиваетесь на конкретном простом действии.

Со временем скучных дел у вас не будет. Знаете поговорку: «Аппетит приходит во время еды»? Главное – начать совершать маленькие, элементарные шаги, которые не требуют волевых усилий. А потом увлечетесь.

Можно совместить этот совет с предыдущим. В качестве примера приведем тот же диплом. Ваши действия по улучшению концентрации будут следующими:

Думаете: «Что можно сделать самое простое, чтобы написать диплом»? Вам приходит идея в голову, например, что наиболее просто включить компьютер.
Нажали на кнопку включения компьютера, сели. Здесь можно сделать паузу для того, чтобы привести мысли в порядок. Это рекомендуется сделать, даже если все и так нормально. Иногда это может быть только иллюзией.
Каждый раз, когда чувствуете, что мысли начинают путаться, делаете небольшую паузу

Только внимание, ничего во время этого перерыва не делаем. Просто даем мозгу переварить ту информацию, которая ему поступила во время написания диплома.
После перерыва опять задаетесь вопросом: «Что можно сделать самое простое?». Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим

Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим

Только здесь важно соблюдать правило: «Или работаем, или ничего не делаем». Отдых нужен для более эффективной работы, а не для поощрения лени, помним о приоритетах. Еще одна техника, близкая к этой

Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще

Еще одна техника, близкая к этой. Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще.

Советы

Работа над повышением уровня внимания требует определенных волевых усилий, особенно это касается детей. Взрослому человеку проще настроиться на выполнение упражнений, они заранее могут предвидеть результат. Дети предпочитают тратить свое свободное время на пассивный отдых у экрана телевизора, компьютерные игры, увлечения и общение со сверстниками. Возможно, при мотивировании и организации занятий помогут некоторые рекомендации.

Создание доброжелательной атмосферы и позитивного настроя. Не нужно принуждать к выполнению заданий насильно, используя запугивание и нелестные эпитеты в адрес ребенка

Важно вселить в ребенка уверенность, что он справится с заданиями, и они помогут ему в дальнейшей учебе. Четкая организация режима дня

Соблюдение режима благоприятно влияет на здоровье, активность мозга и крепкий сон
Можно включить непродолжительные развивающие занятия на внимание в режим определенных дней недели, а не ежедневно. Личный пример
Родители для детей являются образцом для подражания, поэтому совместное выполнение упражнений пойдет на пользу и детям, и взрослым.
Развитие самостоятельности

Главной составляющей эффективного обучения в целом является передача ответственности за свои знания, умения и навыки самому ребенку. Родители не смогут постоянно выполнять задания вместе с ним. Необходимо донести до школьника, что он должен стремиться к развитию, объясните, что это нужно ему, а не маме или папе. Поговорите обо всех плюсах, которые может дать выполнение дополнительных заданий.
Повышение самооценки. Многие дети, столкнувшись с небольшими неудачами в процессе обучения, теряют уверенность в себе. От них часто можно услышать фразы: «Я не смогу!», «У меня не получается!» и, к сожалению, родители порой закрепляют эту неуверенность, показывая свое раздражение и разочарование в процессе выполнения домашних заданий с ребенком. Вместо этого подбадривайте сына или дочь, говорите им: «Знаю, не очень легко, но ты справишься!», «У тебя все получится!», «Я верю в тебя!» Тот, кто обладает верой в себя и свои силы, имеет хороший уровень концентрации.

Помимо всего прочего, на уровень внимания влияет и правильное питание. Не нужно нагружать организм углеводами. Для увеличения умственной работоспособности стоит употреблять продукты, обогащенные витаминами: фрукты, ягоды, злаки, орехи, рыбу, мясо, в определенных дозах допустимы темный шоколад, какао и кофе.

Причины невнимательности школьников

Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость

Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.

Причина 1: высокие нагрузки

Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.

Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.    

Причина 2: отсутствие мотивации

Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях. 

Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов

Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.

Причина 3: слабое здоровье

Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.  

Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.  

Причина 4: обстановка дома

Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе. 

Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям. 

Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста. 

Причина 5: СДВГ

В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). 

Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:

  • не воспринимает устную речь,
  • не может последовательно выполнять задачу,
  • часто теряет вещи,
  • часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
  • не может ждать.

Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.    

Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно

Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.

<<Блок перелинковки>>

Как улучшить взрослым?

Тренировки памяти и внимания бывают разными – зачастую одни и те же упражнения помогают улучшить и концентрацию, и память – эти две функции мозга неразрывно между собой связаны.

Если вы хотите развить данные качества, вам могут помочь следующие методы.

Изучение иностранных языков: они сейчас нужны для работы и путешествий, а также именно они позволяют отлично развивать способности к запоминанию – выбирайте язык, который вам нужен или интересен

Важно заниматься каждый день, иначе для памяти от этого не будет никакой пользы. Возьмите за правило изучать в день по 5-10 новых слов
Работайте с ними, применяйте в простых предложениях, учите новые и постепенно увеличивайте словарный запас: обращайте внимание на произношение и правописание.

Эффективным для развития памяти и внимания для взрослых считается упражнение Пифагора

Каждый вечер вы должны максимально подробно вспомнить все, что случилось с вами за прошедший день: настоятельно рекомендуется записывать это – вести своеобразный дневник
Очень важно, составляя такие записи, вспоминать все последовательно и не перепрыгивать с одного события на другое. Возьмите в привычку перечитывать написанное по утрам – так вы сможете запоминать больший объем информации сразу. Со временем начинайте перечитывать не только записи о вчерашнем дне, но и, например, записи за целую неделю.

Для памяти и внимания также очень полезным может оказаться заучивание стихотворений наизусть. Стихотворения бывают разные, и вы сможете подобрать подходящие под себя – важно, чтобы задача вызывала трудности, но была посильной. Если с памятью совсем плохо, возьмите короткое простое стихотворение. Если несколько строф даются вам легко, можете взяться за часть поэмы. В таких занятиях крайне важно, чтобы стихотворения не забывались сразу же после занятия: старайтесь вспоминать их в течение дня, повторять через несколько дней или через неделю.

Если вы любите читать, но замечаете, что плохо запоминаете содержание, можно улучшить память, пересказывая прочитанное. Постарайтесь прочесть несколько страниц, а затем максимально подробно воспроизвести содержание написанного. Со временем увеличивайте количество страниц для пересказа, но не сокращайте объем своего рассказа – он должен быть максимально подробным. Постарайтесь пересказать содержание прочитанного сразу после чтения, через несколько дней, через неделю.

Попробуйте для развития концентрации и памяти настольные или онлайн-игры. Сейчас есть всевозможные таблицы, кроссворды, компьютерные игры, нацеленные именно на внимание и память. Так вы сможете увлекательно проводить время и тренироваться. Преимущество игр заключается в том, что на них необязательно выделять отдельное время посреди дня: вы можете заниматься с телефоном или с листком бумаги, когда едете в общественном транспорте или стоите в очереди.

Для развития памяти и внимания может помочь мнемотехника – это совокупность простых приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Эти приемы в большинстве своем основаны на удобном структурировании знаний или на поиске удачных ассоциаций. Для числовой информации обычно используют метод ассоциаций: например, вы можете связать числа с датами рождения своих друзей, известными вам номерами телефонов, количеством комнат или этажей в вашем доме. Если запомнить требуется нечисловую информацию, для этого может использоваться метод категоризации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector