Креативное мышление: особенности и техники развития

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления

Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре

Этих характеристик всего четыре.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Проявляйте любопытство и удивляйтесь

Становясь взрослыми, люди теряют это свойство или стесняются его проявлять

Забудьте о том, что думают окружающие, интересуйтесь тем, что привлекло внимание, узнавайте малейшие детали. Любопытство помогает не только узнать новые факты, но и набраться опыта

Попробуйте побыть немного ребенком, ведь дети так любопытны, а образное мышление у них только развивается. Задавайте больше вопросов. Спрашивайте о любых привлекающих вас явлениях, но не просто узнавайте ответ, а анализируйте, применяйте новый факт к разным обстоятельствам. Это поможет развить абстрактное мышление и научиться мыслить более широко.

Монотонная работа, скучная жизнь – и вот мы перестаем удивляться, а ведь в мире так много интересного. Удивление – это способность восхищаться окружающим миром. Удивление и любопытство часто идут рядом, и это неслучайно. Невозможно развить творческое мышление без умения удивляться и проявляться любопытство.

Продвинутый призыв от О. Семенова

Также вы можете заранее написать призыв к ангелу-хранителю, дарующему вдохновение. Здесь будет дан шаблон призыва, который вы сможете перекроить на свой лад, если захотите.

«Я приглашаю к себе дружественного духа, который:

  • может обучить меня повелевать людьми;
  • может помочь мне разбогатеть и прославиться;
  • может помочь мне обрести великую власть над людскими умами, телами и душами;
  • может помочь мне создать то, что навеки впишет мое имя в историю;
  • может помочь мне достичь успеха в магии и любом деле, за которое я возьмусь;
  • может помочь мне расправиться с моими врагами;
  • будет иметь опыт в политике или любой сфере, связанной с властью;
  • будет мудр и лоялен;
  • будет меня уважать и ценить;
  • будет интересным собеседником;
  • мне хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с наставником были полностью честными;
  • мне хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с наставником строились на взаимоуважении;
  • мне хотелось бы, чтобы мой наставник делился со мной своей сокровенной мудростью и помогал мне в достижении моих жизненных целей».

После того как вы выполните это упражнение, вы почувствуете невероятную легкость и расслабленность. В вашем уме будут фонтанировать новые идеи, и в целом появится ощущение, будто вас пронзила духовная «молния» (как Заратустру в известном труде Фридриха Ницше). Вы внезапно поймете, как именно нужно действовать в вашей ситуации, чтобы все шло в точности по плану, а все цели и мечты сбывались. Идеи, которые возникнут у вас в голове, придут как будто не из этого мира. Однако для того чтобы эффект был максимально сильным, нужно делать это упражнение каждый день в течение часа на протяжении недели. Тогда вы внезапно почувствуете, что сущность, которая в ритуале называется наставником, или ангелом-хранителем, как будто является частью вас самих, причем лучшей частью. Вы сможете даже вести с ней нечто вроде внутренних диалогов, посвященных насущным проблемам вашей жизни. И конечно же, вы можете просить ее помогать вам в выполнении различных творческих задач — собственно, для чего вы, по всей видимости, и собираетесь сделать это упражнение. Оно подойдет людям любых возрастов, в том числе и детям, а потому является отличным ответом на вопрос, как развивать творческое мышление у младших школьников.

Не важно, с чем именно вы взаимодействуете в ходе данного упражнения — действительно ли с этой некой невидимой ангельской сущностью, или лишь частью вашего подсознания, или даже отдельной субличностью. Главное — это эффективность

А с эффективностью у этого упражнения, развивающего творческое мышление, уж поверьте, все очень и очень хорошо.

О конфликтах и поиске идей

Знаете, для испанцев и русских конструктивный конфликт — это какая-то совершенная идея, а потом, когда я приехал в США, вдруг выяснилось, что для них подобное явление — интеллектуальная пустыня. Считается, что конфликтов просто нет. Все говорят: «Все отлично, чувак, все нормально, никаких проблем».

Это я не к тому, что нужно постоянно с кем-то сражаться или спорить для того, чтобы продемонстрировать свою правоту. Однако конструктивный конфликт может помочь вам улучшить прорабатываемую идею, и здесь не должно быть места для бездумного соглашательства ради дружбы.

Еще один важный принцип состоит в том, чтобы не зацикливаться на том, что есть, а зацикливаться скорее на том, что мы можем сделать. Часто люди пытаются придумать какие-то решения в пределах привычного концептуального поля, где, может быть, и разумно говорить о единственной правде или единственно верном решении. Однако все это яйца выеденного не стоит, когда вы выходите в пространство возможного: для того чтобы эффективно в нем работать, надо не торопиться с оценочными суждениями.

Ведь очень легко, опираясь на привычные взгляды, сказать: «Твоя идея ***». Но лучше вместо этого, не торопясь, найти в идее что-то классное, а потом понять, а что тебя, собственно, бесит в предложенном, что не так, понять, с чем оно конфликтует. Такая рефлексия может привести вас к классной переработке исходной идеи — я следую ей и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Так сложилось, что я работаю с большим количеством творческих людей, и все эти музыканты очень разные. Есть один диджей, который любит позвонить в 4 утра и сказать: «Давай, Мигель, пойдем по гамбургеру съедим! И заодно обсудим, мне идея пришла!» Другому же обязательно нужно согласовать и подтвердить время встречи по календарю, заранее, за месяц, чтобы было высечено в камне. А потом, уже после встречи, он будет по пунктам давать обратную связь: здесь сработало, а здесь не очень.

Каждый раз, когда появляется проект, я в качестве директора, режиссера, креативного директора провожу большое количество мозговых штурмов с самыми разными специалистами.

Мозговые штурмы подчиняются определенным правилам. Например, нельзя просто так критиковать. Критика в пределах мозгового штурма — это в принципе дурно, не комильфо. Не бывает плохих идей на мозговом штурме, потому что даже, казалось бы, слабая идея может натолкнуть кого-то другого на мысль получше, и вот у вас уже идея на миллион.

Поэтому в мозговых штурмах мы часто задаем один вопрос: «Слушайте, а какая самая *** идея может быть у нас в этом проекте?» Иногда бывает и так, что дальше мы именно эту *** идею и реализуем. А иногда кто-то говорит: «Слушайте, классно будет, если мы начнем с того, что два наших виджея поцелуют друг друга взасос», — и мы понимаем, что не обязательно эту идею пускать в дальнейшую работу, но ее точно можно как-то развернуть. Думаю, стоит назвать такой подход концептуальный bullshit.

Попробую отметить какие-то отдельные элементы своего процесса, благодаря которому меня сейчас слушают люди.

Раньше, как я уже говорил, я жил в маленьком городке, но даже там меня никто не слушал. А сейчас я вроде в большом мире живу, и все прислушиваются. У меня была идея вместе с моим бизнес-партнером сделать шоу для Skrillex. Вместо того чтобы неделями сидеть с видео за компьютером и работать в рендере, мы решили, что будем использовать real-time рендеринг на игровом движке. То есть весь визуал не будет готовиться заранее, а будет рендериться и отображаться прямо во время шоу. Многие творческие решения родились из-за нехватки: нам тоже пришлось крутиться и придумывать, потому что у нас просто не было ресурсов, мы не могли закупить всю технику заранее.

В общем, в 2011 году мы придумали какое-то количество аватаров для первого шоу Skrillex, которыми он сам мог бы управлять. И это была бомба: никто до нас до этого не додумался. Мы связались с менеджером Skrillex, и он сказал: «Слушай, Мигель, я в первый раз про тебя слышу, но мне нравится твоя идея. Приезжай ко мне в Лондон, поговорим». Я приехал буквально на следующий день. На встрече был и сам Skrillex, я показал ему наши проекты, а тот говорит: «Парни, огонь! Приезжайте в Штаты». Вот так я и перебрался в США, так была создана компания Production Club.

Медитируйте

Этот способ развить образное мышление может показаться странным, однако, его с успехом использую представители самых разных профессий. Для начала надо найти удобное место и расслабиться. Полностью отключаемся от любых мыслей, они сами придут позже.

Теперь представляем простую линию. Начинаем мысленно вращать ее вокруг своей оси. Линия начинает расширяться и превращается в прямоугольник. Затем он приобретает форму объемного куба.

Куб крутится и становится шаром, шар превращается в конус. Представьте фигуры в одном цвете или в меняющихся цветах, меняйте их форму. Такое упражнение отлично развивает абстрактное мышление, улучшает воображение и способность сосредоточиться на конкретном объекте.

Стереотипы

Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Не может быть такого, что таланта нет: даже песня, исполненная на корпоративе, вполне может оказаться признаком настоящего таланта. Все дело в стереотипах, которые нам навязывает сама жизнь или люди, которые окружают нас с самого детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В итоге мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания четко по инструкции.

А теперь вспомните, как в детстве запросто выходили из любой ситуации. Не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите на то, как это делает ваш собственный ребенок. Первое, что отличает дитя от взрослого человека – возможность свободно мыслить образно. Каждое слово для ребенка – целая картина, каждое событие – сказка. Сам малыш легко может перевоплотиться в любого сказочного героя и для этого ему необязательно ждать костюмированного утренника. Внешнее сходство с известным персонажем его мало волнует, у него ко всему креативный (отличный от общепринятого) подход.

С годами мы теряем эту дорогу. Мы узнаем правила, которые редко хотим нарушать. Все потому, что так проще, привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) коллег, не доводят до бешенства (непонимания) родителей/мужа/жену/ и так далее.

Люди в большинстве своем соглашаются на игру по шаблонным правилам. А потом человеку становится скучно с самим собой, с семьей, с друзьями. Тем временем «безбашенная» одноклассница Юлька уже возглавила отдел в крупной государственной корпорации, ее муж – известный и модный фотохудожник (он, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них появится их первый и, безусловно, талантливый ребенок.

Так и вам есть к чему стремиться. Креативность – это всего лишь способность в обычных условиях со всеми известными составляющими собрать нечто такое, что заставит если не перевернуться мир, то хотя бы взглянуть на вещи по-другому. Поэтому креативных людей особенно ценят в рекламных агентствах. Именно они заставляют покупать то, что еще пять минут назад мы и не хотели вовсе. Это они заставляют нас глотать слюну при одном появлении на экране «низкокалорийного» йогурта. Это они знают, как направить наши стандартные мысли по любому нужному им пути.

Цели и задачи курса

Вообще, тему развития творческого мышления можно исследовать чуть ли не до бесконечности, находя в ней все новые грани и оттенки. Поэтому мы не будем пытаться найти «Святой Грааль», ради которого все затеяно, а укажем на несколько, на наш взгляд, наиболее важных целей, достойных кропотливой работы над креативной составляющей своего разума.

Итак, развитое творческое мышление и воображение позволят вам:

1 Мыслить нестандартно. Мыслительные шаблоны и клише уже давно потеряли свою актуальность и только снижают эффективность человека, чего бы это ни касалось. Развитое творческое мышление помогает находить неожиданные решения сложных проблем, быстрее преодолевать трудности, продуктивнее работать, больше успевать, добиваться результатов там, где остальные пасуют.
2 Добиваться успеха. Открытие бизнеса, накопление денег, инвестиции, ведение переговоров, публичные выступления, заключение сделок – везде нужен творческий подход, т.к. именно он делает человека на голову выше других, формирует его репутацию и авторитет, помогает ему стать незаменимым членом команды. Впрочем, креативность пригодится даже грузчику на складе или офис-менеджеру в небольшой фирме.
3 Развивать интеллект. Большинство по-настоящему творческих людей обладают высоким IQ. А это значит, что развитие креативности оказывает совокупный эффект на развитие интеллектуальных способностей. Вы становитесь умнее и эрудированнее, расширяется ваш кругозор и пополняется багаж знаний, в мозге образуются новые нейронные связи, что, помимо прочего, благотворно сказывается на здоровье и даже продлевает жизнь.
4 Быть интересным. Творческое мышление делает из человека интересного собеседника, с которым можно поговорить на разные темы и необычно провести время. Подспудно развиваются и чувство юмора, навыки коммуникации, умение конструктивно разрешать конфликты. Творческие люди, словно магнит, выгодно отличаясь от обывателей, притягивают к себе окружающих и завоевывают преданных друзей.
5 Развиваться духовно. Творчество – это всегда выход за рамки, и именно поэтому, всецело воздействуя на личность человека, оно делает его одухотворенным, смотрящим вглубь вещей, видящим более остальных. Не мудрено, что многие творческие люди живут в гармонии с собой и миром, четко понимают свою миссию и предназначение, занимаются любимым делом и черпают счастье из каждого проживаемого дня.

Какие бы цели вы перед собой не ставили, будь то сугубо прагматичные вещи, такие как продвижение по карьере, получение степени доктора наук или развитие собственного бизнеса, либо нечто «не от мира сего», например, поиск смысла жизни, создание неповторимых предметов искусства или написание романа, творческое мышление везде сыграет вам только на руку и позволит приблизиться к мечте намного быстрее.

Однако прежде чем приступать к развитию творческого мышления и креативности, необходимо понять, что именно они собой представляют. Поэтому продолжить мы хотим небольшим разговором о смысле, вкладываемом в эти понятия.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку

Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector