Критическое мышление

Законы логики как основа критического мышления

Вообще критическое мышление – понятие из науки о логике. Логика работает по определенным законам. Первые три из них вывел Аристотель, четвертый – Лейбниц. Зная эти законы, нам легче научиться критически мыслить.

Но здесь важно понимать, что на практике эти законы работают в комплексе. То есть если рассматривать их только по одиночке, они вполне очевидны, а использовать их необходимо все вместе

Закон тождества

Суть: одно и то же слово или выражение в рамках беседы должно иметь одно и то же значение.

Пример: когда я узнаю какую-то информацию, она должна быть однозначной, иначе есть большая вероятность, что я интерпретирую ее по-своему. Например, “опытный сотрудник”, “качественный сервис” или “нормальная зарплата” для каждого человека означают разное.

Порой самые нелепые слухи распространяются именно путем такого “испорченного телефона”. СМИ и политики прекрасно это знают, и пользуются этим для преувеличения или искажения каких-то фактов.

Как применять закон в критическом мышлении? Никогда не полагайтесь на эпитеты и размытые описания. Стоит уточнить конкретные факты и цифры. Если собеседник намекает вам на что-то, лучше прямо переспросить, что конкретно он имеет ввиду. Или сказать: “Правильно ли я понимаю…” и далее перефразировать то, что он сказал своими словами.

Закон (не)противоречия

Суть: два утверждения об одном и том же не могут быть одновременно правдивыми, если они друг другу противоречат.

Пример: реклама часто подменяет понятия, например, показывает, что использование женщиной определенного шампуня для волос приводит к улучшению отношений с мужем. Я знаю, что на самом деле логической связи нет, но определенная часть меня хочет в это верить, поэтому когда шампунь попадается на глаза, в голове возникает красивая картинка и я беру его.

Шампунь играет решающую роль в отношениях? Нет.

Если бы ответ на этот вопрос был “Да”, все было бы логично.

Как применять закон в критическом мышлении? Обычно несоответствие сначала чувствуется на интуитивном уровне, поэтому я рекомендую прислушиваться к интуиции.

Когда видите несоответствие, противоречие между двумя мыслями, которые высказывает человек, не игнорируйте этого. Опять же, лучше лишний раз попросить привести подтверждающие факты, чем позволить собой манипулировать.

Закон исключенного третьего

Суть: одно и то же утверждение может быть или правдивым или нет. Отсюда выражение “третьего не дано”.

Правда, в XVIII-XIX веках этот закон раскритиковали, но его трансформировали и дополнили, говоря, что утверждение либо ложно либо его правдивость невозможно доказать.

Пример: правительства стран часто издают законы и указы, которые нельзя выполнить. Например, когда вам говорят подать какие-то документы в государственную инстанцию в течение 5 дней, а эти дни выпадают на неделю новогодних и рождественских праздников.

Этот пример не поддается логике, но мы часто не пытаемся доказать свою правоту из-за авторитета государства (или из-за того, что не хотим лишнего геморроя на праздники). В свою очередь, это приводит к коррупции или штрафам.

Как применять закон в критическом мышлении? Учиться думать заранее и действовать на опережение. Мыслить в ключе “А что будет, если…” Когда я узнаю какую-то информацию, я прикидываю разные исходы ситуаций и мысленно прогнозирую, какие последствия могут у этих ситуаций быть.

И, опять-таки, слушать внимательно и отслеживать несоответствия.

Закон достаточного основания

Суть: у каждого утверждения должно быть достаточное основание, или, говоря простым языком, доказательство, почему оно так, а не иначе.

Пример: этот закон – отличное оружие против примет, суеверий и предрассудков. А также против людей, которые говорят лозунгами или цитатами из фейсбука.

Как применять закон в критическом мышлении? Если вы чего-то не видите своими глазами и не можете на 100% быть уверены, что это правда, ставьте это под сомнение

Причем, неважно, это ваша собственная догадка или это чьи-то слова. Необходимо судить о любых явлениях непредвзято, анализируя только подтвержденные факты

Как развить навыки критического мышления

Держите свой разум открытым
Первый шаг к развитию критического мышления — это держать свой разум открытым. Закрытый разум фактически отрезан от реальности и в таком случае мыслитель с замкнутым разумом не может обсуждать, обосновать и обрабатывать новые данные. Абсолютно необходимо, чтобы держать свой разум свободным для того, чтобы иметь возможность принять все точки зрения и для того, чтобы понять и эффективно анализировать ситуации.

Правила рассуждения
Для того, чтобы быть в состоянии правильно думать, крайне важно соблюдать правильные правила рассуждения. Таким образом, важно понимать, знание рассуждений, такие как законы логики, идеи, лежащие в основе научных оснований и принципов, которые отличают хорошие и плохие рассуждения

Обработка информации
Чтение информации лучший способ изучить его и сохранить в памяти состоит в том, чтобы обработать. После усвоения информации, попытайтесь понять ключевые моменты. Оцените доводы, доказательства и предположения, присутствующие в информации.

Преодоления эгоцентризма
Эгоцентрическое мышление — это акт мышления на линии подсознательного уклона, в пользу самого себя. Саморефлексия необходима для преодоления эгоцентрической мысли. Как только вы определили эгоцентрическое ядро, то вы можете решить проблему, заменив отношение более рациональным мышлением или мышлением в соответствии с чем, «что разумный человек чувствовал или делал бы в такой ситуации».

Сравнить и построить идею
Очень важно сначала проанализировать ключевые компоненты, а затем сравнить каждый из них, выяснить их сходства и различия. Теперь, основываясь на фактах, которые вы сравнили, попытайтесь сформировать идею

Чтобы дать форму и поддержать вашу идею, постарайтесь сделать логические связи между фактами.

Анализ текста
Анализируя текст, вы сможете развивать навыки критического мышления. Возьмите всеобъемлющий отрывок, в котором разворачивается несколько эпизодов истории. Прочитав внимательно, создайте логическую связь между событиями истории. Чтобы улучшить навыки анализа, попробуйте придумать заголовок для текста.

Отвечать на вопросы
Дисциплинированный опрос также способствует критическому мышлению. Одним из наиболее эффективных способов развития критических навыков мышления является ответы на вопросы, основанные на несколько гипотетических проблемах. Даже если вам не удастся ответить на все вопросы, вы сможете проанализировать. Кроме того, вы сможете различать факты и предположения. Сложные и несмотря на трудности, это эффективный способ развить навык критического мышления.

Решать головоломки
Решение головоломок может помочь вам узнать, как развить навыки критического мышления. Это может быть простым упражнением, например соединить ряд точек в определенном порядке, чтобы сформировать изображение. Такие упражнения помогут вам думать.

Размышлять о причинах
Хорошие навыки критического мышления требуют не просто обширного набора знаний, а так же отношение, практика и настойчивость. Вы можете привести только правильную мотивацию и отношение, оценивая своё внутреннее «я» и размышляя о причинах убеждений и действий. Это поможет вам оттачивать свои навыки критического мышления, а также поможет улучшить ваше отношение к будущим ситуациям или дилеммам.

Чтобы улучшать или развивать критическое мышление необходимо определить значимость размышляя о причинах. Надо также быть готовым участвовать в содержательной дискуссии, делать ошибки, чтобы сломать старые правила и решать интеллектуальные сложные задачи и концепции. Надеюсь, что эта статья познакомит вас с тем, как можно развить жизненно важные навыки критического мышления.

Читать на дзен рассказы, истории из жизни, реальные деревенские истории, юмор, смешные случаи!

Как проходить занятия?

Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт

Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них

Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.

Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.

Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.

Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.

Зачем развивать эту способность

Умение рационально рассуждать — неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.

Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.

Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.

Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.

По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.

Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.

Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.

Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:

  • находчивость и сообразительность;
  • скорость реакции;
  • аналитический склад ума;
  • рациональность и последовательность;
  • уравновешенность характера;
  • стрессоустойчивость и тактичность;
  • толерантность и терпимость;
  • самосознание;
  • креативность.

Понятие «критическое мышление» в современной педагогике

С прагматической точки зрения критическое мышление рассматривается как научный подход к решению широкого круга проблем — от обычных до профессиональных. Идея развития критического мышления зародилась в США, уходит своими корнями в труды известных американских психологов ХХ в. У. Джемса и Дж. Дьюи . Основатель Института критического мышления Мэтью Липман определял критическое мышление как квалифицированное, ответственное мышление, выносит правильные суждения, потому что основано на критериях, исправляет себя (совершенствует) и учитывает контекст. Американское общество одной из первых начала превращаться в информационное общество, Которое характеризуется изменениями, ускоряются. Информация начала приобретать качественно новых функций, которые можно сравнить с базисными функциями землевладения в Средневековье или капитала в Новое время. Информационная революция содержит важную антропологическую составляющую, что предполагает совершенствование не только техники и технологий, но и человека, прежде всего его мышления. Те, кто не мог приспособиться к новым условиям жизни, часто не могли справиться с новыми сложными вопросами, к тому же становились легкой добычей мошенников. В Америке серьезно отнеслись к этой проблеме и начали искать новые подходы к обучению своих граждан. М. Липман начал практику обучения критическому мышлению и связывал необходимость такого обучения с тем, что демократическое общество нуждается в умных граждан, а не просто рациональных. Учение ввел программу« для детей» , которая позволяла обучать детей мыслить с начальных классов и до окончания школы.

В недалеком будущем, предполагает Р. он, главным капиталом будет уже не самая информация , а ее эффективный производитель. Итак, способность обрабатывать информацию будет повышаться в цене, соответственно и навыки критического мышления станут залогом успеха в информационном обществе. Современный мир, утверждает ученый, требует постоянного совершенствования навыков мышления . Это первая весомая причина, почему следует обучать критическому мышлению. Бесспорно, внедрение обучения, ориентированного на развитие критического мышления, является насущной методической проблемой современного образования. XXI в. станет временем, когда именно умственные способности отдельных людей, а не природные ресурсы, капитал и технологии, определять решающую грань между успехом и неудачей, между лидерами и ведомыми. Умение критически мыслить обеспечивает научно-технический и общественный прогресс и является залогом демократии , а играет в его развитии первостепенную роль.

Такой тип мышления необходим для решения неординарных практических задач. Когда перед нами предстают реальные проблемы, которые невозможно решить с помощью имеющихся знаний и умений , тогда мы привлекаем принципы , стратегии и процедуры критического мышления. Это происходит при решении проблемных задач, формулировка выводов , вероятностной оценки и принятия решений. Ф. Станкато отмечал, что критическое мышление — это формулировка суждений относительно правдивости и реальности заявлений или ответов по решению проблем .

Итак, основное назначение критического мышления — это решение проблем (задач), а главным результатом критического мышления является суждение . Выдвижение гипотез — это одно из ключевых умений в критическом рассуждении, поскольку наличие проблемы предполагает формулирование предположений относительно ее решению . Психологически критическое мышление покоится на стремлении к творческому поиску, жажде знаний. С. А. Терно разработал теорию развития критического мышления в процессе обучения.

Критическое мышление в психологии

Diane F. Halpern, учёная из США, определяет его как тип, базирующийся на когнитивных навыках и привычке мыслить стратегически и логично

Особое внимание она обращает на то, что это не врождённый навык, и он вполне поддаётся развитию

Более того, его необходимо развивать. Ведь человек, умеющий критически мыслить способен:

  • быть наблюдательным,
  • концентрироваться на главном,
  • улавливать поворотные и ключевые моменты,
  • правильно анализировать ситуацию,
  • грамотно обосновывать своё мнение,
  • правильно интерпретировать.

Профессор, автор книг по критическому мышлению, Дэвид Клустер, делит его на 5 видов:

  • самостоятельное,
  • аргументированное,
  • обобщённое,
  • социальное,
  • оценочное.

Интересно прочитать Пространственное мышление

Зачем критическое мышление взрослым

  1. Это позволяет вам продолжать интеллектуально развиваться после окончания учебы. Прогресс развития не должен прекращаться никогда. Когда вы сталкиваетесь с новой информацией, знание того, как мыслить критически, поможет вам оценить и использовать ее.
  2. Это помогает вам принимать трудные решения. Возможность сравнить плюсы и минусы имеющихся вариантов, показывая, что у вас есть больше вариантов, чем вы могли бы себе представить.
  3. Люди могут и будут манипулировать вами. По крайней мере, так будет, если вы примете все за чистую монету и позволите другим думать за вас. Достаточно посмотреть рекламу самой новой диеты или «чудодейственного» препарата, и некоторые сразу бегут покупать эти сомнительные средства. Рекламодатели полагаются на отсутствие умения думать на всех уровнях восприятия.
  4. Это делает вас более трудоспособным и лучше оплачиваемым. Лучшие сотрудники не только знают, как решать существующие проблемы, но и знают, как найти решение проблем, о которых никто никогда не думал. Чтобы получить хорошую работу после окончания учебного заведения, вы должны быть одним из таких сотрудников, и критическое мышление является ключевым элементом для решения новых проблем.

Что такое когнитивное искажение

Когнитивные искажения – это, что важно, крайне систематические и наблюдаемые у всех ошибки, которые мешают людям делать верные выводы и рационально размышлять. Проще понять их суть, рассмотрев некоторые из них

Самые известные:

  • Предвзятость подтверждения. Человек охотнее соглашается с людьми, которые, как он знает, в других сферах более прочих согласны с ним.
  • Искажение в пользу своей группы. Достижения «своих» кажутся более значительными и важными, чем достижения «чужих», а «свои» ошибки – не такими страшными, как «чужие».
  • Восполнение пробелов. Люди часто экстраполируют свой образ мыслей на других, думают, что другие мыслят так же, как и они, и делают на этой почве неверные выводы.
  • Ложные причинно-следственные связи. Создается иллюзия, будто всё в мире взаимосвязано и должно иметь непосредственную причину: произошла ссора – причиной является рассыпанная соль; чёрная кошка – значит, быть беде.

Причина когнитивных искажений

Причина состоит в том, что у человека есть две системы мышления:

  • Медленная – отвечающая за серьезные мыслительные процессы и глубокий анализ, например, при решении математических задач. Очень энергозатратна – люди от этого быстро устают.
  • Быстрая – отвечающая за принятие быстрых решений без глубоких раздумий на основе лежащих на поверхности сознания данных. Гораздо менее энергозатратна.

Применение медленной системы избавило бы людей от любых поспешных выводов, позволив бы всем мыслить перманентно критически, однако она слишком уж медленна и ресурсозатратна для повседневной жизни. Более того, постоянно пользоваться ей невыгодно ещё и эволюционно: несложно согласиться, что гораздо легче сделать быстрый вывод о том, что шорох в кусте непременно вызовет нападение медведя, чем долго размышлять о настоящей вероятности того, что это был не просто ветер, а нечто другое, и с какой вероятности зверь будет именно опасным.

В первом случае человек успел бы убежать, при втором – нет. По этой причине быстрое мышление и сохранилось у человека. Более того – люди активно и успешно применяют его в реальной жизни, и далеко не всегда это приводит к ошибкам и когнитивным искажениям.

Как с этим справляться?

Раз и навсегда с этим справиться невозможно – обе системы одинаково полезны; быстрая система гораздо удобнее и практичнее в реальной жизни, хоть иногда и толкает человека на путь ошибок. Единственный способ – это как можно чаще рефлексировать и ловить себя на спорных моментах, вспоминая про когнитивные искажения и задавая вопрос: а не ошибка ли – этот вывод, не следует ли применить медленное мышление и подумать поглубже?

Таким образом, основными причинами сложности критического мышления являются как и случайные вещи – усталость, незнание – так и особенности строения человеческой психики. И если с первыми справляться не так уж сложно и угрожают они не всегда, то за когнитивными искажениями следует пристально наблюдать и сознательно стараться их избежать, чтобы мыслить критически.

Бережливое производство

Бережливое производство — умение устранять потери любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. Навык помогает экономить ресурсы конкретного человека или целого производства. Например, если правильно рассчитываете свою нагрузку — вы не выгораете, поэтому успеваете сделать больше и лучше. Навык необходим предпринимателям, которые связаны с мелким, средним или крупным производством.

Экономика образования

Бережливое производство в жизни: как перестать терять время и ресурсы

Как развить. Организуйте собственное пространство: рабочий стол, компьютер, квартиру. В бережливом производстве есть технология 5S — удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов, совершенствование порядка. Начните с нее — наведите порядок в шкафах, создайте свою систему хранения и сортировки вещей, мусора и информации.

Сортируйте письма и файлы на компьютере и в телефоне, сделайте свое пространство удобным. Чем лучше будут ваши системы, тем лучше разовьете навык. Спланируйте свои задачи через канбан или скрам-доску.

Что изучить о бережливом производстве:

Книги

  • Дэниел Джонс, Джеймс П. Вумек «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании»
  • Дон Тэппинг, Томас Фабрицио «5S для офиса»
  • Сигео Синго «Изучение производственной системы Toyota с точки зрения организации процесса»
  • Вэйдер Майкл Томас «Инструменты бережливого производства II. Карманное руководство по практике применения Lean»

Признаки

Мыслить критически не так просто, как кажется. Критическому мышлению присущи вполне определенные характерные признаки.

  • Наблюдательность и внимательность — человек способен отмечать детали, фиксировать их в памяти.
  • Способность интерпретировать и логика — человек может сопоставлять данные между собой, объединять их по определенным признакам, проводить анализ различий.
  • Заключения и выводы — человек может делать обоснованные выводы, подкрепленные четкой доказательной базой, составлять оценки на основе информации, а не на основе своих эмоций или ошибочных суждений.

Критическому мышлению свойственен довольно высокий уровень развития интеллекта, постоянное стремление к познанию нового, стремление докопаться до истины. Такие люди довольно точны, у них развитый кругозор, стремление во всем найти примеры, рассмотреть суждения на практике.

Высокая эмоциональность свойственна им в меньшей степени. Но вот творческого воображения они вовсе не лишены, и даже наоборот. В любой ситуации они формируют свое мнение сами, анализирует данные, находят недостающие сведения и только после этого принимают решение — сделать так или наоборот, отложить ли решение на время, чтобы обзавестись более подробными данными для полноценного анализа.

Человек, умеющий критически мыслить, обладает такими навыками:

  • он может предельно ясно выражать свои мысли;
  • он всегда находит основания, ему чужда иррациональность;
  • стремится к отличному уровню информированности, понимает, что владеют миром те, кто владеет информацией;
  • с удовольствием ищет и находит альтернативы даже тем решениям, которые считает верными и справедливыми;
  • его ум всегда открыт для нового, человек не консервативен в части познания новых направлений;
  • он видит эмоциональный окрас, когнитивные искажения и умеет их нейтрализовать при обдумывании, анализе, принятии решений.

Такие люди производят впечатление смелых и решительных. Они не боятся бросать вызовы авторитетам и правилам, установившимся в обществе суждениям. Благодаря способности ставить все под разумное сомнение, такие люди нередко находят необычное в обычном, совершают научные открытия, изобретения, способные продвинуть человечество на пути прогресса.

Способы развития

Современная психология предлагает огромное количество эффективных способов развития критического мышления. Они не имеют возрастных ограничений, однако их принято классифицировать на детские технологии и технологии для взрослых. Этапы развития критического мышления последовательны, поэтому тренировочные задания и упражнения должны соответствовать принципу «от простого к сложному».

Для детей

Сравнение (сопоставление) – ключевой метод обучения детей критическому мышлению. На специально организованных занятиях педагог-психолог учит детей выделять как можно больше оснований для классификации разных предметов. Степень сложности заданий, предполагающих сопоставление предметов, постоянно нарастает, они ориентированы на зону ближайшего развития ребенка. Сначала педагоги-психологи используют в упражнениях такого типа простые предметы и вещи из привычного обихода. Постепенно ведущий учит детей сравнивать абстрактные понятия. Овладев этими навыками сравнения, детям подросткового возраста становится доступна способность сравнения двух произведений одного и того же автора или двух фильмов одного и того же режиссера.
Работа в микрогруппах. Педагог, который знает, как значимо критическое мышление в современном мире, регулярно организует на занятиях работу в микрогруппах, чтобы развить навыки взаимодействия и совместного поиска учениками решения проблемы.
Творчество. Это универсальный метод развития критического мышления и умения нестандартно мыслить, который подкрепляет эффект положительными эмоциями, возникающими в процессе создания шедевра. Все, что требуется от педагога – это направлять творческий процесс детей. Психологи советуют не спешить помогать детям в случае возникновения трудностей во время изготовления произведения искусства. Лучше предоставить им время справиться со сложностями самостоятельно. В этом случае уже через несколько минут у ребят можно заметить признаки критического мышления.
Метод развития критического мышления с помощью вопросов. Чистое критическое мышление развивается в ходе поиска ответа на самые разные вопросы. Когда педагог задает ученикам вопросы, он стимулирует их активность, внимательность. Теория развития критического мышления с помощью задавания ребенку вопросов полностью соответствует требованиям ФГОС.
Логические упражнения, настольные игры, головоломки и ребусы

Такие занятия развивают логику, внимание, наблюдательность, память

Для взрослых

  • Участие в дискуссиях и дебатах. Такие мероприятия учат слышать и грамотно интерпретировать высказывания оппонентов. В соответствии с правилами проведения данных мероприятий, в этом случае вежливое поведение на протяжении всего обсуждения того или иного вопроса называют признаком развитого критического мышления.
  • Мозговой штурм – действенный метод развития критического мышления. Примером ситуации развития критического мышления с помощью этого способа может стать организация группового обсуждения проблемного вопроса, где участники предлагают множество идей и путей его решения. Все предложения участников мозгового штурма фиксируются на доске или ватмане, а затем подвергаются детальному анализу.
  • Метапознание. В этом методе стимулируется такие особенности критического мышления, как умение видеть себя со стороны, способность к рефлексии, самокритичность.
  • Игра в шахматы. Характеристики и правила игры создают условия для формирования критического мышления. Победителем становится тот игрок, который лучше устанавливает причинно-следственные связи и умеет прогнозировать ход мысли соперника.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector