7 ключевых признаков критического мышления и как его развить

Другие полезные программы

Приведу еще несколько платных обучающих курсов, которые также стоит рассмотреть. Некоторые из них предназначены для людей конкретных профессий – преподавателей, инженеров, руководителей.

Критическое мышление – Синхронизация

Онлайн-курс Критическое мышление проходит в формате вебинаров с преподавателем. Записи сохраняются, их можно посмотреть в любое удобное время. Всего в программе 6 занятий, каждое из которых длится 2 часа.

Чему вы научитесь:

  • находить смысловые искажения в рекламных текстах и новостях;
  • правильно задавать вопросы;
  • распознавать манипуляции;
  • формулировать мысли ясно и просто;
  • логично выстраивать диалог без влияния эмоций;
  • достигать своих целей без конфликтов;
  • проводить мозговые штурмы.

Стоимость участия – 3 100 рублей. Курс также можно купить в подарок.

Развитие навыков критического мышления – Академия PwC

Развитие навыков критического мышления – это семинар от Академии PwC, который можно пройти как онлайн, так и очно, посетив одну из точек проведения мероприятия в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Воронеже или других городах.

Программа преимущественно нацелена на руководителей, но подойдет и менеджерам, и рядовым сотрудникам компаний.

Основные темы семинара:

  1. Вопросы как метод осмысления информации.
  2. Постановка целей и задач в условиях неясных приоритетов.
  3. Методы Декарта, Дельфи, Стива Джобса, Уолта Диснея.
  4. Система принятия решений Спенсера Джонсона.
  5. Как работать с текстом.
  6. Профилактика ошибочных решений.
  7. Коммуникация.

Условия и формат обучения:

  • длительность дистанционного обучения – 4 дня (16 академ. часов), очного – 2 дня (18 часов);
  • каждый слушатель получает свидетельство об участии в семинаре;
  • стоимость онлайн-участия – 31 200 рублей + НДС, цена за офлайн-обучение – 39 000 рублей + НДС.

Критическое мышление – Систематика

Онлайн-курс Критическое мышление подойдет как взрослым, так и детям от 9 лет. Его ведет основатель школы Михаил Овчинников совместно с психофизиологом Полиной Кривых.

Тематические блоки:

  1. Ментальные ошибки, когнитивные искажения, иллюзии восприятия.
  2. Принципы логики и теория множеств.
  3. Принципы и мифы критического восприятия мира.
  4. Работа с информацией.

Условия и формат обучения:

  • продолжительность – 7 недель;
  • материалы доступны 3 месяца;
  • видеоуроки с теорией, разборами и объяснениями;
  • проводятся исследования и эксперименты;
  • ведется запись встреч участников и преподавателей.

Стоимость обучения – 3 900 рублей.

Критическое мышление – Библиотека электронных курсов для корпоративного обучения

Дистанционный курс Критическое мышление предназначен для обучения сотрудников компаний. Навыки и полезные привычки из этой программы люди смогут применять и на работе, и в повседневной жизни.

Условия и формат:

  • продолжительность – 250 минут;
  • 10 тематических модулей.

Для подачи заявки на участие нужно указать Ф. И. О., наименование компании, номер телефона и адрес электронной почты.

Технология развития критического мышления – Мой университет

Технология развития критического мышления – программа повышения квалификации для учителей, преподавателей средних и средних специальных учебных заведений, методистов и воспитателей детских садов.

Условия обучения:

  • продолжительность – 1 неделя;
  • объем – 16 академических часов;
  • по завершении выдается удостоверение, а также бонусы в виде шаблонов презентаций и других инструментов для оформления образовательных мероприятий.

Стоимость – 499 рублей.

О том, какие еще виды мышления бывают, вы можете прочитать на блоге iklife.ru.

Что такое критическое мышление

Процесс мышления современного человека тесно связан с информацией: печатной, аудиовизуальной. Умение мыслить самостоятельно складывается из усилий, взвешивания доказательств и аргументов «за» и «против».

Обрабатывать, оценивать, анализировать эту информацию и проверять ее позволяет критическое мышление. Что это такое?

Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

В педагогике наряду с критическим мышлением внимание уделяется творческому, абстрактно-логическому, ассоциативному, образному, аналитическому мышлению, причем в зависимости от профильного предмета акценты на том или ином типе мышления могут смещаться: абстракции лежат как в основе математического, так и в основе лингвистического мира, в то время как для искусствоведения, культурологии и т. п

первостепенным значением будет обладать образное и ассоциативное мышление.

Одно из наиболее конкретных определений критического мышления применительно к образовательному процессу представлено в американской психологии и педагогике.

Критическое мышление — это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата (Дайана Халперн).

Задачу привить критическое мышление часто берут на себя университеты. Например, Новосибирский государственный университет утверждает ценность критического мышления в своем девизе: «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать».

Действительно, одной из основных целей высших учебных заведений является не только обучение студентов, но и раскрытие способностей каждого из них, воспитание личности, готовой к жизни в информационном, высокотехнологичном мире. Такой подход немыслим без умения критически оценивать происходящее вокруг.

Виды

Особенности критического мышления изучаются в возрастной психологии. Знания, тип информации, интеллект, особенности памяти, логика позволяют выделить следующие виды критического мышления:

  • Слабый тип. Данный вид мышления часто называют псевдоинтеллектуальным. Его можно обнаружить у эгоистов, которых интересует только собственное благосостояние. Такие люди в своих действиях мотивированы корыстными целями.
  • Сильный тип. Его примером может служить объективный подход к изучению чего-либо.

На сегодняшний день в психологии и педагогике существует только такой подход к выделению видов критического мышления.

Методы и приемы технологии развития критического мышления

Для развития критического мышления на каждой стадии ее реализации применяются разнообразные методы. К наиболее продуктивным относятся следующие:

  • Метод мозгового штурма. Данный метод применяется в разнообразных направлениях обучения. В данном случае, он ориентирован совместное обсуждение, имеющейся проблемы, информации по ней для нахождения какого-то решения. Метод способствует тренировке мозга для активизации мыслительной работы;
  • Метод кластеров. Он предполагает построение графиков, систематизирующих информационные данные. Графики демонстрируют связи между рассматриваемыми объектами, процессами или явлениями. Проблема записывается в центре листа, а вокруг нее делаются записи: гипотезы, имеющиеся данные по ней, идеи, предположения. Между ними рисуются связи;
  • Прием инсерт. Данный прием позволяет обозначить информацию, текстовые данные значками т.е. выделить основную мысль, проблему, противоречивые и значимыми сведения и т.д.;
  • Метод дискуссии. Без коллективного обсуждения, порой, очень сложно принять конкретное решение. Один учащийся может что-то пропустить, не уловить суть проблемы. Тогда, на помощь приходит коллективное обсуждение вопроса. В его ходе, необходимо вести краткий конспект идей, теорий, аргументов. Это расширяет горизонты представлений по исследуемой проблеме;
  • Прием незаконченных предложений. Данный прием актуально использовать на этапе рефлексии. Такие предложения позволяют уловить логику события, натолкнуть мысль учащихся на верное направление. Предложения могут иметь следующий вид: «…если бы я не знал, как найти периметр прямоугольника, то…»;
  • Метод «корзина идей». Данный метод актуально использовать на начальной стадии занятия, когда учащиеся разбирают новую тему. Педагог озвучивает тему и ее ключевые понятия и выясняет, что учащиеся знают по ней – им необходимо записать все ассоциации по данному направлению.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Методы и приёмы

Существуют разные методы обучения критическому мышлению и приёмы его развития. Их активно используют учителя в школе, преподаватели в вузах, коучи на тренингах, психологи в онлайн-школах.

Мозговой штурм

Чаще всего применяется учителями на уроках, но может быть активно использован и в обычной жизни. Предполагает целый поток вопросов, ответы на которые неоднозначны. Как ты думаешь, правильно ли он поступил? А что бы ты сделал на его месте? Почему его ждала такая судьба? Возможен ли другой вариант развития событий? Подобным образом может анализироваться не только персонаж литературного произведения, но и историческая личность, современная знаменитость и даже поведение соседа по лестничной площадке.

Сравнение

Сначала нужно научиться сравнивать элементарные вещи. Например, купить яблоки разных сортов и провести мини-исследование, найдя для их сопоставления как можно больше оснований: размер, вкус, стоимость, мягкость, свежесть, толщина кожуры и т. д. Постепенно задания нужно усложнять. Браться за нечто уже более сложное. Например, 2 фильма одного и того же режиссёра, но созданные на разных этапах его творчества. И главное — не забывать делать соответствующие выводы.

Метапознание

Это умение видеть себя со стороны. И не только внешне, но в первую очередь — способность анализировать свои действия и мысли. В идеале — полностью их контролировать, давать себе отчёт в каждом сказанном слове и совершённом поступке. Эмоции нужно подчинить доводам разума.

Дедукция

Умение из общего сделать частный вывод, создавая логическую цепочку. Простейший пример: все металлы пластичны (общее) → висмут — металл → значит, висмут тоже пластичен (частное).

Индукция

Обратный процесс дедукции. Однако, если итоговый результат дедукции почти всегда 100% верен, если общее положение правильное, то выводы, сделанные в ходе индукции, могут оказаться не совсем достоверными. Например: три последних мэра в нашем городе были взяточниками (частное) → значит, все мэры — взяточники (спорное утверждение).

Анализ

Мыслительная операция, позволяющая любое событие или предмет разобрать на части, которые как раз могут служить основой для сопоставления. Произошло восстание — раскладываем его на причины, ход процесса и следствия. Кто-то заболел — изучаем факторы-провокаторы, типичную клиническую картину, методы диагностики, способы лечения, возможные осложнения. Покупаем ноутбук — изучаем ассортимент, технические характеристики, дополнительные функции, внешний вид, места выгодных продаж понравившейся модели. В идеале, нужно подвергать тщательному анализу всё, что происходит в жизни. Это помогает избежать многих неприятных ситуаций.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Умение собирать разрозненные детали в одно целое. Например, проанализировать различные новости экономики и сделать вывод о надвигающемся кризисе, хотя открыто о нём в СМИ ещё никто не говорит.

Системность

Любое суждение прогоняется через 5 обязательных этапов, которые образуют метод системности: подготовка (ежедневная нейробика) → проблема (сбор информации по ней) → альтернативы (анализ ситуации, поиск возможных путей) → выбор окончательного решения → его оценка.

Если освоить основные приёмы критического мышления (анализ, синтез, сравнение), даже самая проблемная ситуация будет решаться буквально в два счёта!

Способы развития

Современная психология предлагает огромное количество эффективных способов развития критического мышления. Они не имеют возрастных ограничений, однако их принято классифицировать на детские технологии и технологии для взрослых. Этапы развития критического мышления последовательны, поэтому тренировочные задания и упражнения должны соответствовать принципу «от простого к сложному».

Для детей

Сравнение (сопоставление) – ключевой метод обучения детей критическому мышлению. На специально организованных занятиях педагог-психолог учит детей выделять как можно больше оснований для классификации разных предметов. Степень сложности заданий, предполагающих сопоставление предметов, постоянно нарастает, они ориентированы на зону ближайшего развития ребенка. Сначала педагоги-психологи используют в упражнениях такого типа простые предметы и вещи из привычного обихода. Постепенно ведущий учит детей сравнивать абстрактные понятия. Овладев этими навыками сравнения, детям подросткового возраста становится доступна способность сравнения двух произведений одного и того же автора или двух фильмов одного и того же режиссера.
Работа в микрогруппах. Педагог, который знает, как значимо критическое мышление в современном мире, регулярно организует на занятиях работу в микрогруппах, чтобы развить навыки взаимодействия и совместного поиска учениками решения проблемы.
Творчество. Это универсальный метод развития критического мышления и умения нестандартно мыслить, который подкрепляет эффект положительными эмоциями, возникающими в процессе создания шедевра. Все, что требуется от педагога – это направлять творческий процесс детей. Психологи советуют не спешить помогать детям в случае возникновения трудностей во время изготовления произведения искусства. Лучше предоставить им время справиться со сложностями самостоятельно. В этом случае уже через несколько минут у ребят можно заметить признаки критического мышления.
Метод развития критического мышления с помощью вопросов. Чистое критическое мышление развивается в ходе поиска ответа на самые разные вопросы. Когда педагог задает ученикам вопросы, он стимулирует их активность, внимательность. Теория развития критического мышления с помощью задавания ребенку вопросов полностью соответствует требованиям ФГОС.
Логические упражнения, настольные игры, головоломки и ребусы

Такие занятия развивают логику, внимание, наблюдательность, память

Для взрослых

  • Участие в дискуссиях и дебатах. Такие мероприятия учат слышать и грамотно интерпретировать высказывания оппонентов. В соответствии с правилами проведения данных мероприятий, в этом случае вежливое поведение на протяжении всего обсуждения того или иного вопроса называют признаком развитого критического мышления.
  • Мозговой штурм – действенный метод развития критического мышления. Примером ситуации развития критического мышления с помощью этого способа может стать организация группового обсуждения проблемного вопроса, где участники предлагают множество идей и путей его решения. Все предложения участников мозгового штурма фиксируются на доске или ватмане, а затем подвергаются детальному анализу.
  • Метапознание. В этом методе стимулируется такие особенности критического мышления, как умение видеть себя со стороны, способность к рефлексии, самокритичность.
  • Игра в шахматы. Характеристики и правила игры создают условия для формирования критического мышления. Победителем становится тот игрок, который лучше устанавливает причинно-следственные связи и умеет прогнозировать ход мысли соперника.

Критическое мышление для учёбы и карьерного роста

Данный тип можно рассматривать как технологию получения необходимых знаний и формирования профессиональных компетенций. Это один из главных навыков будущего. Чтобы добиться успеха в работе, применяйте следующие приёмы:

  • научитесь понимать вербальную и невербальную информацию,
  • изучайте положительные и отрицательные стороны людей и ситуаций,
  • будьте разносторонним, не упускайте ничего из внимания,
  • не будьте категоричны,
  • сомневайтесь и проверяйте,
  • оценивайте не людей, а действия.

Используйте эти технологии как средство формирования правильного отношения к окружающим.

Понятие

Критическое мышление – это один из видов мышления, которые я разбирала в отдельной статье. Давайте посмотрим, какое определение дает Википедия этому понятию.

Мыслить критически – значит рационально, ясно и непредвзято воспринимать информацию, всегда искать доказательства ее правдивости и достоверности. Если говорить простыми словами, это такой мыслительный процесс, когда вы не просто принимаете информацию на веру, а ставите ее под сомнение, пытаетесь проверить на достоверность, умеете находить неточности и отсеивать их, отделяете факты от их интерпретаций и т. д.

По мнению некоторых ученых, именно переход общества к критическому уровню мышления является предпосылкой для начала цивилизационного развития.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Впервые о критическом типе мышления заговорили в конце XIX века. Сам термин был предложен философом Джоном Дьюи. Но только на рубеже XX и XXI вв. вопрос начал исследоваться более детально. Так в 1995 году Ричард Пол выделил классификацию и задачи критического мышления.

Некоторые психологи сегодня склоняются к тому, что данный тип мышления является психической активностью, которая позволяет контролировать свои решения и действия, что повышает вероятность получить желаемый результат. Критически мыслящий человек за счет логических умозаключений может сделать выводы, принять какое-либо суждение, отклонить или временно отложить его рассмотрение.

Технология критического мышления

Как бы странно это ни звучало, но критическое мышление в современном обществе нередко и само подвергается критике: «Как вы смеете говорить об этой книге иначе, чем хорошо?», «Ты критикуешь власть, но чего добился ты сам?» и т.п.

Подобные высказывания со стороны тех или иных людей говорят об их податливости и доверчивости. Человек, не имеющий критического мышления, – это потенциальная жертва для любого обмана или мошенничества, ведь он не способен противостоять никакому давлению извне.

Важно понимать, что критическое мышление не является врожденным свойством. Оно может развиваться и расти, или распадаться и угасать

Критически мыслить получится лишь в том случае, если у человека будет определенный багаж знаний или информации, чтобы ее можно было сравнивать, оценивать и анализировать, то есть подвергать критике.

Поэтому те люди, которые сознательно отказываются от критического мышления, скорее демонстрируют интеллектуальную деградацию, чем высокую духовность. Духовность в их понимании заключается в бездумном подчинении ритуалам и беспрекословному повиновению любому, порой даже очень сомнительному авторитету.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: критическое мышление представляет собой процесс анализа информации, свойственный высокоразвитым индивидам.

К сожалению, наблюдая за многими людьми, вы можете обнаружить, что многие из них попросту не хотят развивать критическое мышление.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

  • читайте художественную и научно-популярную литературу;
  • смотрите документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
  • наблюдайте за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом — это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

  1. С какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести.
  2. Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
  3. Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно.
  4. Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. Как правило, именно в обобщениях — «Всем известно, что…» — скрыта недостоверная информация. С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искажённое отношение к проблеме.
  5. Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
  6. Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
  • Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

Анализируйте ошибки

Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

Прием «кластер»

Кластер (англ. cluster «гроздь») — это способ графической организации текстовой информации. Прием позволяет сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при работе с текстом, и развивает нелинейные формы мышления — стихийно-рефлексивное, ассоциативное мышление. За это прием иногда называют «наглядным мозговым штурмом».

В чем суть приема?

  • Для начала необходимо выделить главную смысловую единицу текста (тему) и написать ее в центре листа бумаги или на доске.
  • Далее, выделяются связанные с ключевым словом смысловые единицы. Это идеи, факты, образы, соответствующие заданной теме.
  • Затем общие идеи конкретизируются фактами, мнениями, новыми идеями, а сами возникающие смысловые единицы графически соединяются с ключевым понятием —  темой. Так устанавливаются новые логические связи и наглядно представляются уже существующие.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Возможно, уже сейчас у вас появилось ощущение, что кластер как прием очень похож на составление ментальной карты.

Действительно, приемы похожи: и кластер, и ментальная карта развивают системное мышление, помогают студентам систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения.

Отличие заключается в способе представления информации: ментальная карта — более свободная форма работы с ключевым понятием, основанная в том числе на ассоциациях и ярких образах, во многом ее цель — наглядно и красочно представить информацию для лучшего ее запоминания. В то время как кластер развивает само критическое мышление и призван в первую очередь систематизировать информацию.

Чтобы прием «кластер» был максимально эффективным, стоит фиксировать все мысли и идеи, которые приходят в голову, посвятить этой работе все отведенное время, не бояться творчески подходить к заданию и постараться построить как можно больше связей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория поэтапного формирования умственных действий
  2. Стандартизация образовательной деятельности
  3. Профессиональные дискуссии работников образовательной сферы
  4. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками
  5. Гессен Сергей Иосифович: «основы педагогики»
  6. Специальное дошкольное образование
  7. Теория и методика развития игровой деятельности дошкольника
  8. Воспитание ребенка до года
  9. Направления методической работы в школе
  10. Технология групповой деятельности

Как обучиться самостоятельно

При использовании критического мышления проходят три стадии:

  • Вызов. Накопленные знания и опыт делаются актуальными. Это формирует склад ума и мотивирует к дальнейшей работе, пробуждая интерес к получению новой информации. Основная цель вызова уже имеющихся знаний — формирование собственных целей и задач.
  • Анализ информации. Он делится на два этапа. Сначала анализируются новые знания, причём для сохранения интереса к изучению это делается, двигаясь от старых познаний к новым. На основе синтеза старой и новой информации корректируются сформированные цели и задачи с использованием критического склада ума.
  • Размышления. Новые знания соотносятся с давно известными, вносятся необходимые изменения и дополнения. Исследовательская деятельность стимулирует творческий потенциал, производится интерпретация новой информации. В итоге ставятся новые цели и задачи.

Эта технология, в контексте психологии, обучает без чьей-то помощи работать с информацией, способствуя самообразованию в целом и формируя самостоятельность мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector