Токсичная терапия: 10 типов психологов и психотерапевтов, которые вам только навредят
Содержание:
- Жан Пиаже
- Герман Роршах (1884-1922)
- Адлер Альфред
- Разида Ткач
- Лев Семёнович Выготский
- Елена Друма: два диплома и харизма
- Эрик Эриксон
- Р. Чалдини, С. Мартин, Н. Гольдштейн “Психология убеждения”
- Дейл Карнеги (1888-1955)
- Зигмунд Фрейд и классический психоанализ
- Б. Ф. Скиннер
- Снайдер Ди “Курс выживания для подростков”
- Психологи говорят
- Советы для получения максимального результата от аффирмации
- Курт Левин
- Психолог, к которому не стоит ходить
- Курт Левин
Жан Пиаже
Жан Пиаже — психолог, написавший множество работ по детской психологии и создавший теорию когнитивного развития. Является основателем Женевской школы генетической психологии.
Родился 9 августа 1896 года в Невшателе (Швейцария). Его научная карьера началась еще в детстве. Тогда он начал интересоваться биологией и уже написал несколько работ по малакологии (изучению моллюсков). К 20 годам он защитил диссертацию в естественнонаучной сфере и получил степень доктора философии в университете Невшателя. В это время он начал интересоваться психоанализом.
После получения степени Пиаже переехал в Париж и начал преподавать в одной из школ, директором которой был А.Бине, создавший тест IQ. Пиаже помогал обрабатывать результаты тестов и заметил одну странную закономерность: дети всегда отвечали неверно на определенные вопросы. Они совершали одинаковые ошибки, которые обычно не свойственны взрослым людям. На основании этих наблюдений Пиаже написал работу под названием «Теория стадий развития», в которой утверждалось, что люди, находящиеся на одной стадии развития, проявляют похожие формы познавательных способностей. То есть он сделал открытие: дети не глупее, чем взрослые, просто они мыслят по-другому.
Согласно теории Пиаже, в ходе развития интеллект человека проходит несколько стадий:
- Сенсомоторная стадия (0-2 года) — малыши получают знания через чувственный опыт и ограничиваются врожденными рефлексами;
- Дооперационная стадия (2-7 лет) — дети познают мир через игру, за которой кроется сложный процесс становления логики и восприятия точки зрения других людей;
- Стадия конкретных операций (7-11 лет) — дети обладают хорошей логикой, но не обладают той гибкостью мышления, которая характерна для взрослого. На этой стадии детям сложно понимать абстрактные и гипотетические понятия;
- Стадия формальных операций (11-15 лет) — этап, на котором развивается логика, дедуктивные способности и способность принимать и понимать абстрактные идеи.
Свои познания в вопросах теории развития Пиаже перевел в книгу «Речь и мышление ребенка». В этой книге он изучил эгоцентризм, соположение, логику отношений. Мировая психология детского мышления основана на работах Жана Пиаже. А книга «Психология интеллекта» охватила большую половину всего предмета психологии.
Герман Роршах (1884-1922)
Швейцарский психолог, психиатр, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха».
Талантливый художник, Роршах все-таки выбрал своей профессией медицину, а именно психиатрию. Изучал галлюцинации и родственные им явления, психоанализ, что в итоге привело к возникновению теории психодиагностики. В 1921 году вышел в свет знаменитый тест с таблицами в виде чернильных пятен.
Роршах считал психодиагностику ключом к познанию как личности, так и ее возможностей, серьезно работал в направлении объединения таких наук, как история, религия, психопатология и социология. Но ранняя смерть не позволила ему закончить целый ряд начатых научных разработок.
Адлер Альфред
Прежде всего Адлер Альфред (родившийся в 1870 г. в Австрии) известен как основатель «индивидуальной психологии».
Будучи поначалу горячим поклонником и сторонником Зигмунда Фрейда, в 1907 году Адлер ухитрился рассориться с признанным маэстро психологии.
В своей книге «Исследование неполноценности органов» Адлер убедительно отстаивал свои взгляды, что психика определяется не только детской сексуальностью, но должна исследоваться в комплексе с настоящими обстоятельствами.
Изданная в 1912 г. книга «О нервном характере» вполне раскрывает основы того, что впоследствии было названо «индивидуальной психологией». Дальнейшие его труды лишь полнее раскрывают эти взгляды и направлены на их популяризацию в массах.
Отечественному читателю вполне доступны переводы работ «Наука жить»; «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»; «Техника лечения».
Разида Ткач
Разида — практикующий психолог-консультант, доктор философии в области психологии, преподаватель. Многие ее ученики, в том числе и при подготовке этой статьи, с теплотой отзывались о ней, как о наставнике.
Под ее авторством изданы 2 книги: «Женские терапевтические сказки: метафора превращения из гусеницы в бабочку», «Сказкотерапия детских проблем». Сказкотерапия, корректирующая поведение и настроение ребенка, уверена автор, признана самым щадящим и приятным методом взаимодействия с ребенком, а попросту — воспитания. Главное, говорит Разида, чтобы сюжет сказки двигался по определенному алгоритму. Это поможет решить конкретную проблему, с учетом каналов восприятия ребенка и его интересов.
Сейчас Разида Развивает еще одно направление консультирования — семейное. Каждое индивидуальное психологическое консультирование. считает Ткач, является семейным, потому что изменения одного человека приводят к изменениям семьи в целом. Психолог запустила свой курс «Я в семье – семья во мне», где знакомит с простыми, но полезными приемами работы из теории и практики психодинамической, коммуникационной, системной и юнгианской моделей работы с семьей.
Лев Семёнович Выготский
«Основатель марксисткой традиции исследования психики» нынче звучит, как минимум, сомнительно. Но с научной точки зрения это совершенно верное определение. Марксизм ведь не только (и не столько) политическое течение, сколько комплекс научных подходов и традиций в познании мира.
Лев Семёнович Выгодский родился в России (1896 г.), всю жизнь прожил и проработал в СССР. Расцвет его научной карьеры пришёлся на сложный период становления Советской власти.
В научной деятельности также происходили потрясения, связанные с поиском новой, «советской» научной методологии. Выгодскому удалось показать, что следование «новым методам» не просто возможно, но и приводит к переосмыслению науки и новым научным открытиям.
В частности, его исследования убедительно показали что прямое следование в исследовании психологии ребёнка прямым и узким воззрениям модного тогда Фрейда неполноценно и ведёт психологию в тупик. И этот подход отражён во всех его работах — самые известные из которых «Мышление и речь»; «Психология искусства»; «Проблема культурного развития ребёнка».
Елена Друма: два диплома и харизма
Блог: @lenadruma
Подписчики: 460к
Аккаунт практикующего психолога Елены Друмы посвящен отношениям, самопознанию и мотивации.
Не так давно она выпустила книгу «Сама себе психолог» и настаивает на том, что с большинством проблем люди могут разобраться самостоятельно.
Собственно, все логично: смогли создать себе трудности – сумеют и преодолеть. Ее девиз: «Отпусти прошлое, полюби настоящее, создай желаемое будущее».
Любит вдохновляющие посылы и небольшие посты. В нескольких словах может рассказать, есть ли волшебная пилюля от стресса, как обрести гармонию в отношениях и как визуальный психоанализ помогает достичь желаемого.
Верит, что для женщины очень важно материальное благополучие, ведь в Мерседесе плакать лучше, чем в маршрутке. Ведет тренинги, вебинары, создает собственные тесты и методики
Считает, что вся жизнь человека зависит от того, где он поставит запятую: «Бояться нельзя действовать»
Ведет тренинги, вебинары, создает собственные тесты и методики. Считает, что вся жизнь человека зависит от того, где он поставит запятую: «Бояться нельзя действовать».
Подписчики уверяют, что Елена мотивирует их к внутренней трансформации и занятию самоанализом. Если сам человек не хочет разбираться в собственных проблемах – ему вряд ли кто-то поможет.
Каждый пост Елена сопровождает забавными цитатами и красивыми фото, которым позавидует любой лайфстайл-блогер.
Эрик Эриксон
Эрик Эриксон — ученый, психолог. Известен созданием теории стадий психосоциального развития.
Он описал 8 возрастных этапов формирования личности. Эриксон считал, что развитие идет на протяжении всей жизни, при этом каждый из этапов развития отмечается характерным для него конфликтом, благополучное решение которого приводит к переходу на новую стадию. Это основная теория развития личности, внесшая большой вклад в изучение психики человека.
Родился психолог 15 июня 1902 года во Франкфурте. В юности Эриксон увлекался живописью и хотел стать художником, но вскоре он познакомился с психоанализом, и его планы сильно изменились. В 1933 году он переехал в США, вел преподавательскую деятельность в медицинской школе при Гарварде и занимался детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете (в Беркли и Сан-франциско). В этот период он изучал личностное развитие коренных американцев. В университете он проработал до 1951 года, когда его заподозрили в симпатиях к коммунистам и попросили подписать документ на верность к конституции США. Эриксон отказался подписать этот документ и покинул университет. Свою карьеру он продолжал в Гарвардском университете еще в течение 10 лет.
Основополагающим трудом Эрика Эриксона стала книга «Детство и общество». В книге рассматриваются такие вопросы как детство и социальная жизнь, кризис подросткового и среднего возраста, подведение итогов жизни и т.д. Примерами в книге являются различные конфликтные ситуации для более ясного понимания исследования психических расстройств.
Р. Чалдини, С. Мартин, Н. Гольдштейн “Психология убеждения”
Одним из авторов книги является создатель бестселлера “Психология влияния” – Р. Чалдини. В своих трудах он оперирует научными сведениями и делает на их основании практические выводы. Данное издание поможет эффективнее взаимодействовать с другими людьми, достигать своих целей, улучшить взаимоотношения с окружающими.
Авторы считают, что именно научный подход позволяет делать небольшие изменения в своем мышлении и речи для достижения значительных результатов. Всем нам в некоторые моменты необходимо быть убедительными, поэтому книга будет полезна широкому кругу читателей разных профессий, пола и возраста. В ней минимум личных советов и опыта и максимум обоснованных выводов.
Дейл Карнеги (1888-1955)
Американский педагог, психолог и писатель. Стоял у истоков теории общения, но сделал основной упор на практическое применение научных разработок, создал собственную концепцию успешного общения и уникальную систему обучения навыкам коммуникации. Написал несколько книг по практической психологии, остающихся востребованными и по сей день. Самая известная из них «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Книга 10 лет была бестселлером, что стало абсолютным рекордом.
На основе личных разработок создал Институт человеческих отношений и ораторского искусства.
Зигмунд Фрейд и классический психоанализ
В психологической структуре личности З. Фрейд выделял три основных блока: Ид (Оно), Эго (Я) и супер-Эго (Сверх-Я).
Ид – уникальные структуры, заложенные в психике личности при рождении (прежде всего инстинкты), а также те мысли и чувства, которые по тем или иным причинам были вытеснены из сознания. Эго развивается из Ид: с одной стороны, зависит от него, с другой – его контролирует. Эго отличает сознательный характер, оно находится в постоянном контакте с внешним миром. Супер-Эго представляет собой комплекс социальных норм и правил поведения; оно развивается из Эго и одновременно становится его «цензором» — блокируя определенные мысли и действия Эго, не соответствующие его принципам.
Абсолютная целостность личности не может быть достигнута, так как Эго находится в «подчинении» одновременно и Ид, и Супер-Эго, в то время как их требования носят несовместимый характер. В результате могут возникать внутренние конфликты личности, депрессия и неврозы. Для выздоровления личности применим способ обратного перевода информации болезненного характера в область сознания. Возможность проанализировать данную информацию позволяет реализовать вытесненное либидо и восстановить относительное психическое равновесие индивида.
Б. Ф. Скиннер
Беррес Фредерик Скиннер — выдающийся американский психолог, внесший большой вклад в развитие бихевиоризма.
Родился 20-го марта 1904 года в Саскуэханне штата Пенсильвания. В детстве увлекался поэзией и литературой, а также проводил эксперименты с механическими устройствами. По окончании колледжа Гамильтона, где психолог получил высшее образование, Беррес Скиннер в 1928 году поступил в Гарвардский университет. В 1931 году Скиннеру присудили докторскую степень в области психологии. В этом же году он опубликовал свое первое серьезное исследование о понятии рефлекса в описаниях поведения.
Скиннер называл свои взгляды радикальным бихевиоризмом. Он считал, что любые человеческие действия всего лишь следствие обусловливания. То есть в ходе оперантного обусловливания положительное последствие определенного действия являются подкреплением, и, скорее всего, это действие повторится в будущем. Поведение, приводящее к негативным последствиям, со временем становится менее вероятным.
В 1948 году он стал профессором в Гарвардском университете и в этом же году создал утопическую новеллу «Вальден Два», описывающий жизнь вымышленной сельской общины, в которой применялось оперантное обусловливание для создания идеальных граждан этой общины.
Также в своей известной книге «За пределами свободы и достоинства» (1971) Скиннер утверждает, что человек на самом деле не обладает свободой воли, а работу «О бихевиоризме» (1971) психолог написал, чтобы развеять многочисленные слухи и споры о его исследованиях.
Фредерик Беррес Скиннер назван самым влиятельным психологом 20 века.
Снайдер Ди “Курс выживания для подростков”
Нечасто встретишь такое количество положительных отзывов о книге со стороны подростков. Да, это произведение для тех, кому 11 – 16 лет, но полезно оно также и родителям, чтобы вспомнить себя в этом возрасте и понять своих детей. Автор очень четко представляет себе проблемы и переживания, взлеты и падения, взрывы эмоций и поток мыслей, бушующий в головах тинейджеров. Он говорит с ними на одном языке.
В книге нет ни капли поучений и воспитательного тона, зато есть очень полезная и актуальная информация, а также отличный юмор. Она учит справляться с трудностями и предотвращать опасные ситуации, помогает понять себя и действовать правильно в различных обстоятельствах, с которыми сталкиваются подростки.
Книга не новая, и купить ее сейчас можно только в букинистических разделах магазинов, но я советую найти ее у знакомых, скачать в электронном виде или прочитать онлайн.
Психологи говорят
Эллис: нужно брать на себя ответственность за собственную жизнь…
«Лучшие годы вашей жизни — когда вы осознаете, что ваши проблемы принадлежат вам. Вы не вините в них мать, экологию или президента. Вы понимаете, что только вы сами можете управлять своей Судьбой».
Что это значит?
Цитата от Альберта Эллиса посвящена ответственности за свою жизнь и выбор, который каждый из вас совершает ежедневно.
Конечно же, существуют аспекты вашей жизни, которые находятся вне контроля человека. Хотя вы, возможно, не сможете контролировать все то, что происходит с вами или что вы испытываете в своей жизни, вы можете взять на себя ответственность за то, как вы реагируете на эти события.
В психологии это понятие часто называют наличием внутреннего локуса контроля. По сути, ваш локус контроля относится к тому, видите ли вы события в своей жизни вне вашего контроля или чувствуете ли вы, что ваши действия могут повлиять на вашу судьбу.
Люди, у которых есть внутренний локус контроля, как правило, чувствуют больше ответственности за собственную судьбу, у них развито чувство самоэффективности и, они, как правило, счастливее и здоровее.
Те же, кто обладает внешним локусом контроля, часто ощущают себя беспомощными, слабыми и немотивированными, чтобы вносить изменения в свою жизнь.
Эллис известен своей разработкой рациональной эмоционально-поведенческой терапии (когнитивно-поведенческой терапии), направленной на то, чтобы помочь клиентам изменить иррациональные убеждения.
Карл Роджерс: Сохраняйте чувство оптимизма…
«Когда я смотрю на мир, я пессимистичен, но когда я смотрю на людей, я настроен оптимистично».
Что это значит?
Карл Роджерс говорит, что очень легко начать испытывать пессимизм по поводу состояния окружающего мира.
Мы читаем истории о трагедиях и человеческих страданиях. Ленты социальных сетей то и дело пестрят неприятными новостями, посвященным раздорам, спорам и войнам. Эти истории свидетельствуют о том, что мир стремительно движется вниз. Во всяком случае, так иногда может казаться.
Цитата Роджерса говорит о том, что если сосредотачиваться на таких историях, то мир станет одним большим несчастьем. А вот взгляд на отдельных людей может помочь вам сохранить более оптимистичный и реалистичный настрой на будущее и на окружающую вас действительность.
Если вы начинаете пессимистично относиться к миру, взгляните на людей, окружающих вас, которые могут помочь вам подняться и идти дальше.
Сосредоточьте своё внимание на историях о вдохновляющих людях, которые совершают хорошие и великие дела, тем самым внося неоценимый вклад в развитие общества.
По мнению Роджерса, мир полон добрых и щедрых людей, которые могут внушать огромный оптимизм. Зарядитесь позитивом от таких людей и вдыхайте жизнь полной грудью.
Б.Ф. Скиннер: Обучаться на протяжении всей жизни
«Образование –это то, что остается, когда всё выученное забыто».
Что это значит?
Когда люди думают об образовании, первое, что приходит на ум-это факты, цифры и правила, изученные в школе.
Однако верно и то, что именно знания, принципы и сам процесс исследования лежат в основе знаний, которые действительно важны и имеют значение.
Б. Ф. Скиннер считает, что наши знания выходят далеко за рамки простого изучения учебников. Хотя информация, которую вы изучаете в школе или институте, может не сохраниться в долговременной памяти после сдачи экзамена, навыки критического мышления, приобретенные во время обучения, будут длиться всю вашу дальнейшую жизнь.
Учебный процесс никогда не заканчивается, даже после окончания школьных и университетских дней. Никогда не прекращайте учиться и испытывать себя, исследуйте новую информацию, новые способы ведения дел и вводите в свою жизнь новые пути своего развития.
Советы для получения максимального результата от аффирмации
В своих мотивирующих книгах известные психологи описывали конкретные действия, позволяющие усилить эффект от аффирмаций. К подобным советам относится:
- Верить в прочитанное. Первое время будет сложно избавиться от груза стереотипов, существовавших на протяжении многих лет, но нужно продолжать.
- Первое время, если не можете поверить в сказанное, можете говорить с улыбкой на лице. Так вы закрепите положительные эмоции.
- Заведите специальную тетрадку, в которую вы будете прописывать аффирмации. В нее необходимо также записывать все маленькие победы и успехи, чтобы мотивация стала еще выше.
- Сделайте чтение – полезной привычкой. Для максимального результата необходимо каждый день выполнять эту практику.
- Желательно уединиться, чтобы никто не смог помешать или высмеять ваше намерение.
Прочтение аффирмаций пропагандировали известные в мире психологи, работающие в сфере психосоматики – это Луиза Хей и Лиз Бурбо. Эти замечательные женщины по симптомам могли определить психологическую проблему и проработать ее при помощи чтения или написания новых положительных установок. Они написали множество интересных книг.
Курт Левин
Курт Левин — немецкий психолог и социолог. Основатель социальной психологии, впервые исследовавший организационное развитие и групповую динамику.
Родился 9 сентября 1890 года в германском городе Могильно. С 1910 года Левин обучался в Берлинском университете. Участвовал в первой мировой войне, но был демобилизован в связи с ранением. На фронте Курт занимался также научной деятельностью, наблюдая за своими однополчанами и устраивая опросы. Главный вывод, который сделал ученый: обстановка на фронте солдатами воспринимается иначе, чем мирными людьми, и изменение восприятия происходят не только у одного солдата, а у целой группы фронтовиков.
После возвращения с фронта Курт Левин продолжил обучение в Берлинском университете. В 1936 году он эмигрировал в США и стал главой Исследовательского центра групповой динамики в технологическом институте Массачусетса.
В США Левин стал первым специалистом по поведению групп. В первой половине 20 века Куртом Левином была разработана «Теория психологического поля». В своей теории он исходил из того, что каждая личность развивается в психологическом поле окружающих его предметов, имеющих свой заряд. Наблюдения и эксперименты ученого показывали, что для каждого индивидуума этот заряд имеет свой знак. Но в то же время существуют такие предметы, которые имеют для человека и притягивающую, и отталкивающую силу. Эта сила вызывает потребности в человеке и напряжение в нем. И, находясь в состоянии напряжения, человек старается разрядиться, т.е. удовлетворить свои потребности.
На основе проблем теории поля Куртом Левиным была написана книга «Теория поля в социальных науках». А в книге «Разрешение социальных конфликтов» собраны практические и теоретические исследования ученого по проблемам массового сознания, межличностных конфликтов, этнические проблемы и т.д.
Психолог, к которому не стоит ходить
Психотерапия в последнее время становится очень популярной и модной. Но среди огромного числа специалистов по лечению человеческих душ очень трудно найти хорошего профессионального психолога. Иногда своего специалиста можно встретить только после нескольких попыток. На поиски уходит время, деньги и нервы. Но даже если горе психолог не апеллирует ведическими теориями и очистительной энергетической терапией, токсичный психолог может скрываться за научно обоснованным объяснением.
Психолог – «недоучка»
У таких психологов нет диплома психологического Вуза, даже хотя бы потерявшего аккредитацию. Он даже курсы не проходил по какому-либо направлению консультирования. Обычно они скрывают этот досадный факт биографии, уклоняются от прямого вопроса. Не стоит принимать за полноценное психологическое образование кратковременные курсы. Иногда и 5 лет очного образования не могут гарантировать профессионализм психолога. Для этого нужны ещё и знания по практическому консультированию. За рубежом, прежде чем новоиспеченный психолог получит доступ к работе, он должен год попрактиковаться бесплатно. Многие психологи «недоучки» считают, что для консультирования людей достаточно большого жизненного опыта. Именно этот опыт мешает такому специалисту взглянуть на проблему не своими глазами, а клиента.
Непроработанный психолог
Даже после очень крутого образования перед тем, как начать практиковать каждый психолог должен сначала проработать все свои душевные проблемы. У каждого психолога есть свой собственный психолог. Специалист с запущенными проблемами настолько погрязает в своих ранах, что это видно даже клиентам. В его работе много пассивной агрессии. Он постоянно провоцирует и на многое смотрит через свои проекции. Через свои собственные страхи и убеждения психолог, не проработавший собственные конфликты, будет приписывать клиенту свои проблемы. Очень часто психологией начинают увлекаться люди с психологическими проблемами, надеющиеся разобраться в своей собственной жизни
Важно, чтобы психолог, приступая к практике, уже разобрался сам с собой
Психолог – «моралист»
Не редко психолог взывает своего клиента к стыду, или даже категорично оценивает его поступки. Он косвенно или напрямую будет оценивать действия и поступки, апеллируя к системе определённых ценностей. Несмотря на существование религиозных психологов, религия и психотерапия не могут вместе сосуществовать. В то время, как психология призывает менять свою жизнь, принимать свои собственные недостатки и освобождать сознание от вины, религия требует отказаться от всего греховного и смириться с точностью бытия, терпеть страдания, что бы обрести вечную жизнь после смерти. Ещё хуже, если психолог даёт рекомендации, исходя из установок определенной части общества о том, какими должны быть истинные женщины и настоящие мужчины. Что бы сэкономить силы, время и деньги, не надо стесняться спрашивать у психолога о том, какое у него образование. Есть ли у него опыт. Не стоит терпеть, если специалист в работе позволяет себе грубость, бестактность, неуважение. Сразу уходите от психолога, если он провоцирует в вас стыд, неполноценность, чувство вины вместо того, что бы прорабатывать эти состояния. Когда психолог строит оценочные суждения – расставайтесь с ним. Как и с Верой в чудо, что хороший специалист решит за вас все проблемы. Это можно сделать с помощью хорошего специалиста, но только самому.
Курт Левин
Курт Левин — немецкий психолог и социолог. Основатель социальной психологии, впервые исследовавший организационное развитие и групповую динамику.
Родился 9 сентября 1890 года в германском городе Могильно. С 1910 года Левин обучался в Берлинском университете. Участвовал в первой мировой войне, но был демобилизован в связи с ранением. На фронте Курт занимался также научной деятельностью, наблюдая за своими однополчанами и устраивая опросы. Главный вывод, который сделал ученый: обстановка на фронте солдатами воспринимается иначе, чем мирными людьми, и изменение восприятия происходят не только у одного солдата, а у целой группы фронтовиков.
После возвращения с фронта Курт Левин продолжил обучение в Берлинском университете. В 1936 году он эмигрировал в США и стал главой Исследовательского центра групповой динамики в технологическом институте Массачусетса.
В США Левин стал первым специалистом по поведению групп. В первой половине 20 века Куртом Левином была разработана «Теория психологического поля». В своей теории он исходил из того, что каждая личность развивается в психологическом поле окружающих его предметов, имеющих свой заряд. Наблюдения и эксперименты ученого показывали, что для каждого индивидуума этот заряд имеет свой знак. Но в то же время существуют такие предметы, которые имеют для человека и притягивающую, и отталкивающую силу. Эта сила вызывает потребности в человеке и напряжение в нем. И, находясь в состоянии напряжения, человек старается разрядиться, т.е. удовлетворить свои потребности.
На основе проблем теории поля Куртом Левиным была написана книга «Теория поля в социальных науках». А в книге «Разрешение социальных конфликтов» собраны практические и теоретические исследования ученого по проблемам массового сознания, межличностных конфликтов, этнические проблемы и т.д.